|
Понял тут крестьянин, что солдат видел во сне его же избу и грушу во дворе.
Ничего не сказал он караульному солдату, вернулся домой и во всем, что от
солдата услыхал, жене признался и позвал ее грушу пилить. Когда груша упала, к
немалому их удивлению, в дупле у самой земли нашли они клад богатый.
Взял бедняк клад, на месте старой избенки большой, крепкий дом построил и на
доме нарисовал всю историю, как он клад искал. А в благодарность он отдал за
служивого замуж свою единственную дочь.
Гадальщики
В одной деревне жили в батраках два приятеля: Яндала и Сверчок. Проработали они
уже несколько лет. Как-то раз Яндала говорит Сверчку:
— Плохое, брат, наше житье. Вечно нами помыкают, бранят да ругают за всякий
пустяк; случись у хозяина какая неприятность — всегда срывает свою злость на
нас. Что толку батрачить? Лучше жениться. Женишься, будешь сам себе хозяин —
ложись, когда захочешь, вставай, когда вздумаешь!
— Правильно говоришь, брат! — поддакивает Сверчок. — Лучше женимся и будем
вольными.
Раззадорили они так-то друг друга, присмотрели себе невест, и дело стало только
за господским разрешением да церковным благословением. Устроилось и это, и
вскорости состоялись две шумные свадьбы.
Не житье у них стало, а масленица: ешь-пей досыта, что вздумаешь; хочешь — спи,
хочешь — лежи, хочешь — вставай. Но во всяком положении есть и свои радости и
свои заботы. Через год приятели снова встретились и стали рассказывать друг
другу про свое житье. Яндала говорит:
— Ох, брат, хоть нам прежде и плохо казалось, а, выходит, в работниках-то лучше
жилось. Взять хотя бы харчи: харчи, бывало, хозяин, вынь да положь, а нынче
самому добывать надо. В работниках-то я и одежу получал, а что деньгами платили,
то в трактире пропивал да на курево тратил. Теперь мы сами себе хозяева —
оно-то хорошо, да что проку с хозяйства с этого, раз приходится и о жене и о
ребенке заботиться, а в нашей деревне много не заработаешь. Не будет, видно, с
этого никакого толку, лучше пойдем опять наймемся на работу, только уж не здесь.
Здесь-то нас засмеют — вернулись, скажут, обратно, когда им плохо пришлось.
Давай пойдем туда, где нас не знают.
— Правильно, брат, говоришь, — поддакнул Сверчок, — только, знаешь что — сперва
надо нашим женам сказаться.
Так и сделали. Сказали женам. Жены боялись дать согласие, но мужья все им
растолковали, жены и согласились. Не только ергласились, а еще и подорожников
напекли. Отправились друзья в путь.
Пошли, а куда — и сами не знают. Прежде-то они мало где бывали, а потому и не
знали, в какую сторону путь держать, и пошли наобум. Зашли в большой лес,
исходили его вдоль и поперек, а выбраться никак не могут. Свои пироги они еще
прежде поели, и сильно мучил их голод. Наконец, застала их в этом лесу темнота.
«Ну-ка, разок и я посоветую», — решил Сверчок и говорит:
— Нельзя нам здесь ночевать, брат Яндала. Вдруг нападет на нас какой-нибудь
зверь. Мы с тобой устали с дороги, ослабели от голода, сожрет он нас. Ты,
братец, хорошо по деревьям лазаешь — влезь-ка да погляди, не светится ли где
огонек.
Хоть Яндала еле-еле на ногах держался, все же как мог вскарабкался на дерево и
стал зорко оглядываться по сторонам. Долго о «искал, наконец заметил вдали
огонек и крикнул Сверчку. Сверчок и говорит:
— Запомни хорошенько, братец, в какой стороне огонек светится!
Яндала слез с дерева, и они побрели в ту сторону, где он заметил огонек. Шли,
шли, пока, наконец, не увидали этот огонек, хотя еще и очень далеко. Тут они
прибавили шагу и поспешили туда.
Приходят к какой-то избушке, огонь еще горит. Стали стучать в дверь. В избушке
была только старая бабушка. Открыла; стали они просить: пустите, мол,
переночевать. Она впустила их, сейчас же принесла миску, накрошила хлеба,
полила кипяченым молоком и велела им есть.
Они поели и рассказали старухе, что живут, мол, в большой нужде и идут искать
работу. Старуха говорит:
— Если хотите, оставайтесь здесь. У меня есть корова, один будет пасти ее, а
другой — навоз из хлева выбрасывать. Кормить вас я буду хорошо, да еще заплачу
по заслугам.
Приятелям понравилось: работа пустяковая, харчи, видать, не плохие, да еще и
заплатит; они пообещали, что останутся работать.
На другой день Яндала пошел пасти корову, а Сверчок остался дома выкидывать
навоз. Как только Яндала вывел корову на пастбище, она сейчас же дала стрекача
и потащила его по полям и по межам. Чем сильнее Яндала удерживал корову, тем
шибче она бежала. Умаялся он вконец, рад бы отпустить корову, да боится, что
она вовсе удерет. Выбивается из последних сил и бога молит, чтобы солнце скорее
село. «Хорошо, думает, Сверчку навоз там кидать, небось давно выбросил и
полеживает в тенечке; но погоди, парень, завтра ты погонишь корову, а я буду
кидать навоз».
Пока Яндала пасет, посмотрим, отдыхает ли Сверчок. Как только Яндала увел
корову со двора, Сверчок решил: «Выброшу навоз, а потом отдохну». Кидал, кидал,
а навозу все не убывает; уж и завтрак прошел и обед, а навозу все столько же.
Трудится Сверчок, потом обливается и думает: «Господи боже мой! Что за напасть!
|
|