|
Албанские народные сказки
Сборник включает сказки, создававшиеся албанским народом в течение многих веков,
отличающиеся большим художественным своеобразием и выразительностью,
насыщенностью действием, что ставит их в один ряд с легендами и сказками южных
славян и других балканских народов.
Составитель, предисловие, примечания — Татьяна Федоровна Серкова.
ПРЕДИСЛОВИЕ
На западе Балканского полуострова, вдоль побережья Адриатического и Ионического
морей расположена небольшая горная страна Албания. Ее трудолюбивый и
талантливый народ в течение многих веков своей сложной и трудной истории сумел
создать колоссальное богатство — устное поэтическое творчество, отличающееся
необыкновенной художественной выразительностью и своеобразием. Сотнями
исчисляются сохраненные в народе и записанные прекрасные албанские легенды,
сказки, стихотворные предания, исторические песни, десятками тысяч — пословицы
и поговорки. В Албании старики рассказывают сказки в каждой деревне, и кажется,
что сама величественная природа этой страны, бесконечные нагромождения гор,
причудливый ландшафт долин и зеркальная гладь высокогорных озер навеяли им
столько поэтических образов и мотивов. Албанский народ, как и народы других
стран мира, выразил в фольклоре свои идеалы — мечты о справедливости, торжестве
добра, положительном человеке и его душевной красоте. В этой мечте о лучшем
устройстве жизни и лучшем человеке — притягательность и обаяние фольклора для
людей, живущих в разных странах и в разные времена. Потому-то издание
произведений устной народной культуры народов земного шара всегда вызывает
непреходящий интерес у читателей.
К систематическому собиранию устного албанского поэтического творчества
зарубежные и албанские исследователи приступили в 60-е годы XIX века, хотя
отдельные записи осуществлялись албанцами еще в начале XVII века. В эпоху
албанского национального Возрождения
[1]
и в первой трети XX века собиранием албанских сказок, помимо зарубежных
исследователей, занимались албанский фольклорист Т. Митко
[2]
, писатель X. Стермилли
[3]
. В годы народной власти работу по собиранию, систематизации и изданию
произведений устного народного творчества, в том числе сказок, с успехом
проводят албанские ученые-фольклористы.
По своей тематике албанские сказки делятся на три группы: волшебные, к которым
отчасти примыкают прозаические предания и легенды, сказки о животных и бытовые.
По объему абсолютное большинство сказочного фонда албанцев составляют волшебные
сказки.
Действие албанских волшебных сказок развертывается в фантастическом мире, где
все необычно: место действия, персонажи, чудесные предметы. В этих сказках
особенно ярко выражено народное мировосприятие, основанное на убеждении в
победе гуманистического начала над враждебными ему силами, в конечном торжестве
справедливости и добра.
Поскольку основное содержание волшебных сказок — борьба добра со злом и победа
добра над злом, то, естественно, и герои сказок резко делятся на положительных
и отрицательных. Главным положительным героем албанских волшебных сказок
является крестьянин или королевич.
Обычно это единственный сын в семье или младший из трех сыновей. Если он
крестьянский сын, то чаще всего оказывается плешивым — именно с такой
внешностью связывается сметливость, ум, находчивость, а отсюда и удачливость
героя. Плешивый — самый добросердечный, добросовестный и заботливый из братьев.
Даже в тех редких случаях, когда он погибает, сраженный их завистливой злобой и
коварством, в памяти остается не только горечь от его гибели, но и та доброта,
с которой сам он к ним относился. Образ плешивого или королевича, борющегося с
темными силами до полного их одоления, в значительной мере обобщен, цель его —
действия, стремление превозмочь все препятствия и трудности, смысл — вера в
счастье, в победу, оптимизм. Поэтому он мало индивидуализирован и его отношения
с окружающими носят условный, заранее заданный характер. С этим героем тесно
соприкасается плеяда других положительных героев — Чангалоз, Муса, Билмен, чьи
образы уже не так отвлеченны. Они вступают в личностные отношения с
окружающими: злодеями, королем, братьями, сестрами, зятьями, обладают рядом
запоминающихся, только им присущих черт характера, переходящих из сказки в
сказку (особенно это заметно в образе неизменно побеждающего все препятствия
веселого и находчивого затейника Мусы). Им присуще строгое распределение ролей:
Чангалоз или Дедалиа всегда борются с одноглазым великаном-людоедом, аналогом
циклопа в греческой мифологии, Муса с дивом, королевич или крестник короля с
чудовищем, на долю же крестьянского сына приходится шайтан, див и злой
карлик-мужичок с кувшин, борода в аршин. С помощью чудесных животных и
предметов положительные герои обретают необычайные способности и силу, могут по
|
|