Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Детский раздел :: Детская проза :: Сказки :: Европейские Сказки :: Албанские народные сказки
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
желанию превращаться в чудовищ, птиц, насекомых. Но нередко они и сами по себе 
наделены колоссальными возможностями и силой. Так один крестьянин может 
удержать на ладони целую деревню со всем, что в ней находится: домами, людьми и 
живностью, другой забрасывает камень так высоко, что он три часа летит обратно 
на землю, кто-то слышит все, что происходит и говорится на земле и под землей, 
а кто-то может выпить целую речку воды. Народная фантазия оказывалась 
неистощимой, когда речь заходила о способностях и могуществе человека, ищущего 
справедливости и счастья.
Одним из главных действующих лиц албанских сказок выступает король. По 
характеру он более всего походит на пожилого зажиточного крестьянина, правда, 
как говорится в сказке «Счастлив тот, кто никому не завидует», у короля больше 
забот. Короли, как правило, не воюют, а если и воюют, то мимоходом и неизвестно 
почему. Король решает начать войну с другим королем, посылает к нему войско во 
главе со своим зятем и велит тому победить. Зять, естественно, побеждает, после 
чего сюжетная канва сказки, в которой война нужна была только для того, чтобы 
зять мог на время отлучиться из дому, продолжает развиваться далее. 
Единственная забота сказочных королей носит общечеловеческий смысл: удачно 
женить сыновей, выдать замуж дочерей. Их отличает любовь к детям, особенно к 
дочерям, о которых они искренне заботятся, выполняют все их капризы и просьбы и 
стремятся как можно достойнее и лучше устроить их судьбу. Примечательно, что 
королей ничуть не заботит социальное положение их будущих зятьев. Они охотно 
сватают дочерей за крестьян, охотников, рыбаков, торговцев при условии, если те 
отмечены каким-либо выдающимся человеческим свойством: мужеством, силой, 
красотой, обходительностью, образованностью. Короли справедливы и часто в конце 
сказки воздают своим подданным и домочадцам по заслугам: добрых и благородных 
вознаграждают, злодеев и обманщиков казнят и изгоняют. Логика их поведения 
может быть комична: король отказывается отдать свою дочь-невесту Билмену, 
прибывшему за ней без войска и сватов, не потому, что это противоречит обычаям, 
а стало быть, наносит урон его королевскому достоинству и чести, а потому, что 
не знает, куда девать огромное количество угощения, которое он заготовил для 
сватов и войска. Как только приятели Билмена съедают горы заготовленного 
провианта, конфликт разрешается и король вопреки всем существующим обычаям 
отдает Билмену невесту без сватов. Подданные разговаривают с королем на «ты», 
откровенно, не стесняясь, и часто на контрасте их речи строится комичность 
ситуации.
Народное представление о жизни королей как о верхе благополучия и счастья 
(положительный герой в награду за свои подвиги чаще всего становится зятем 
короля), с одной стороны, не что иное, как патриархальная идеализация правителя.
 Она основывается на незнании простолюдином темных сторон конкретной жизни 
власть имущих. С другой стороны, в албанских сказках явственно просматривается 
символическое изображение идеального правителя в образе сказочного короля, 
который и не должен иметь ничего общего с далеким и неизвестным реальным 
правителем страны. Прототипом его скорее всего мог послужить любой 
односельчанин сказочника, слывший добрым хозяином и семьянином, отсюда и 
демократичное содержание этого образа.
Среди женских персонажей албанской волшебной сказки наиболее популярны дочь 
короля и Краса земли. А так как тематика большинства сказок — это поиски и 
спасение невесты и жены, которой является королевна или Краса земли, то ее 
характер, отношение к главному герою и происходящим событиям заметно влияют на 
развитие сюжета. Королевна не совершает каких-либо активных действий и тем 
более подвигов, как королевич или крестьянский сын. Но она чрезвычайно разумна, 
сообразительна, о многом осведомлена, решительна и смела. Именно благодаря ее 
советам и поддержке главный герой одерживает победы. Ум и находчивость помогают 
королевне добиться исполнения всех ее желаний.
Намного сложнее образ Красы земли, призванной олицетворять в албанском 
фольклоре мечту о счастье, совершенстве, красоте. Ради Красы земли, ради 
счастья быть с нею, лицезреть ее совершенства герой совершает подвиги, 
преодолевает серьезнейшие препятствия, сопряженные с гибельной опасностью, идет 
на заведомый смертельный риск — и что же? Народному мировосприятию не чуждо 
понимание того, что в жизни совершенство, красота и счастье всегда относительны.
 И характер Красы земли в разных сказках разный: инертный, пассивный, а порой 
властный, требовательный. Иногда это обычные деревенские девушки, спокойно 
ожидающие, когда их кто-нибудь посватает, иногда вполне земные девушки, но 
обладающие волшебными предметами, с помощью которых они совершают чудеса, 
иногда это волшебницы, которые умеют летать, превращать своего суженого в 
яблоко, а из яблока снова в человека. Но самое поразительное то, что поступки 
этих красавиц чаще всего далеки от ожидаемого идеала. Краса земли, живущая в 
подземном царстве, прельстившись красотой юноши, похищает его из дворца, а 
вместо него оставляет там говорящую мертвую голову, которая приводит в ужас 
окружающих. Вполне земная девушка, даже не обладающая никакими волшебными 
атрибутами, Краса земли из сказки «Юноша и Краса земли» — искусная 
обольстительница, хитрая, злая, жестокая и очень корыстная. Эта красавица 
оказывается еще более изощренной во зле, чем отрицательные герои албанских 
сказок, которые действуют прямолинейно, но умом и хитростью не обладают. 
Настойчивость героя, который добивается руки именно этой самой злой и 
неблагодарной девушки, поистине необъяснима, если полагать, что здесь 
изображается поиск героем счастья своей жизни, а не феномен одержимости любовью.
 Краса земли имеет много разновидностей. Ее называют гржетой, если она живет на 
дне озера и выходит на берег лишь для того, чтобы погреться на солнышке, 
Джидж-черепахой, если она живет в панцире черепахи, Феничкой, если она живет в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-