|
Сказки центральной Индии
Широкая публикация повествовательного фольклора народов Центральной Индии,
сопровождаемая предисловием и примечаниями. Сборник рассчитан на взрослого
читателя.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Центральная Индия, самое сердце большой древней страны... Обширное плато,
окаймленное цепями холмов, местами сильно рассечено глубокими ущельями рек. В
древности это была таинственная область девственных лесов, населенных, по
представлениям жителей Северной Индии (об этом мы узнаем из их эпоса), лесными
дикарями и различными сверхъестественными существами. Колонизация Центральной
Индии пришельцами с севера началась уже в раннем средневековье, а в течение
нескольких последних столетий во всех ее более доступных равнинных частях лес
постепенно, но неуклонно сводился, и земли обращались в поля. Теперь леса в
своем первозданном виде сохранились лишь там, где сильно пересеченный рельеф
препятствует культурному земледелию. И все же Центральная Индия поныне остается
одним из самых лесистых районов страны. Это здесь, в Сеони, родина
прославленного Киплингом Маугли — именно здешние леса так красочно описаны в
«Книге джунглей». Всего сто лет назад карта этой области была полна «белых
пятен». И даже ныне здесь еще можно найти, хотя их с каждым десятилетием
остается все меньше, уголки, почти полностью оторванные от внешнего мира,
уголки, где не используют даже примитивной сохи и деревянного колеса, где нет
не только железных дорог, но и проезжих грунтовых, а местные жители сохранили в
своем быту немало черт первобытной родо-племенной организации общества.
Здесь, в нынешнем штате Мадхья Прадеш, что значит «Срединный штат», и
соседствующих с ним на северо-западе и особенно на северо-востоке районах,
рассеяны сравнительно небольшими группами (на фоне огромной массы населения
Индопакистанской географической области, общая численность которого перевалила
за полмиллиарда, группы в десятки и сотни тысяч и даже в миллион человек
действительно выглядят небольшими) потомки древнейших жителей Индии — те, кого
принято считать автохтонами, или коренным местным населением. В сегодняшней
Индии их именуют «адивасн», что значит «первоначальные жители». Это —
народности мунда, малые дравидские народности Центральной Индии, и сюда же
можно отнести бхилов. Хотя ныне каждая из этих групп пользуется языками и
диалектами, принадлежащими к разным лингвистическим семьям: мунда — языками
мунда, относимыми к аустро-азиатской семье, дравиды — дравидскими,
представляющими обособленную группу, а бхилы — индо-арийскими диалектами,
входящими в индоевропейскую семью языков,— сходство этнических типов, образа
жизни и многих поверий всех этих народов позволяет предполагать доисторическую
общность их происхождения. Наиболее вероятно, древнейшую группу представляли
здесь мунда, значительная часть которых еще в древности подверглась глубокому
влиянию дравидов, ныне населяющих Южную Индию, а позднее — арийцев, пришедших в
Северную Индию с северо-запада примерно за полторы тысячи лет до нашей эры и
вскоре частично подчинивших себе коренное местное население, с которым они
впоследствии смешались, а частично оттеснивших его из плодородных долин Инда и
Ганга, главным образом к югу.
Достоверных свидетельств о ранней истории местных народов до нас не дошло.
Упоминания о лесных племенах в древнеиндийском эпосе отрывочны и по большей
части фантастичны. Каких-либо собственных исторических памятников древности у
этих народов не сохранилось. Объектом внешнего изучения и описания они
становятся лишь в ходе последних двух-трех столетий. Какие-то сведения о
средневековом периоде, да и то весьма фрагментарные, имеются только касательно
гоидов. Ранняя же история этих народов может в той или иной мере быть
восстановлена главным образом на основании внутренних данных — фольклора,
религиозных систем и языковых реконструкций, но и этот материал на современном
этапе его изучения не дает достаточно полной картины. Наконец, о некоторых
процессах, действовавших в прошлом, удается судить по тем социальным переменам,
которые наблюдаются в настоящем.
В частности, настоящее помогает понять, как малые народы перемешивались в
многоплеменном и многоязычном индийском котле. Переписи населения, проводимые в
Индии с конца прошлого века через каждые десять лет, показывают неуклонную
ассимиляцию малых лесных народностей окружающим индоарийским населением. Это
выражается как в изменении их образа жизни — переходе от охоты и собирательства
к земледелию, распаде замкнутых племенных группировок и перестройке общества по
кастово-классовому принципу, так и в распространении двуязычия, ведущего в ряде
случаев к отказу от родного языка. Согласно последней переписи (1961 г.), лишь
половина гондов — крупнейшего из дравидских народов Центральной Индии —
сохранила родной язык гонди. Остальные пользуются ныне диалектами либо хинди,
либо маратхского.
Но и среди говорящих на гонди почти половина (45%) двуязычны — наряду с родным
языком они используют упомянутые выше диалекты. Сан-талы, крупнейшая народность
группы мунда, правда, в подавляющем большинстве сохраняют родной язык, но и у
|
|