|
Ты к Сахасре поспешай,
Ветер, лодку подгоняй!
Лодка помчалась как стрела. И сколько ни умоляла испуганная девушка остановить
лодку, сколько ни проливала слез, лодка мчалась все дальше и дальше, пока не
прибыла к тому месту, где обычно купался Сахасра-дал. Служанка привела Кешавати
во дворец.
Увидев Кешавати, Сахасра-дал залюбовался ее красотой и длинными, в семь локтей,
волосами. Женщины в зенане изо всех сил старались ее утешить, но она плакала и
требовала, чтобы ее отправили назад к мужу. Наконец она поняла, что стала
пленницей, и сказала женщинам из зенаны:
— Я дала обет шесть месяцев не видеть лица ни одного постороннего мужчины.
Тогда было решено поместить ее отдельно от всех в небольшом доме, окна которого
выходили на дорогу, и она стала проводить долгие дни и ночи в тоске и слезах.
Тем временем Чампа-дал проснулся и, не видя в доме жены, обеспокоился и стал ее
искать. А когда не нашел, то понял, что женщина, которая выдавала себя за тетку
жены, похитила Кешавати. Он не стал есть сладостей и выбросил их на дорогу.
Ворона, которая начала их клевать, в тот же миг упала замертво. Тогда он
окончательно убедился в своей догадке. Как безумный, выбежал он из дворца и
пошел куда глаза глядят. Так бродил он по белу свету целых шесть месяцев и все
время повторял: «О Кешавати! О Кешавати!» Наконец он пришел в тот город, где
жил Сахасра-дал.
В домике близ дворца он увидел женщину, которая сидела у окна и плакала. Это
была Кешавати. Они сразу узнали друг друга. Кешавати рассказала ему про все:
как ее похитили, как привезли сюда, какой она дала обет, почему находится здесь
в одиночестве и что завтра истекает срок обета.
Согласно древнему обычаю, по окончании времени обета один из ученых брахманов
должен всенародно рассказать все, что ему известно о человеке, который его
соблюдал. Чампа-дал решил сделать это сам.
Наутро забил барабан, и глашатай объявил, что царь хочет послушать рассказ
ученого брахмана, который знает Кешавати. К барабану подошел Чампа-дал,
коснулся его и сказал, что он знает все и готов рассказать.
Утром следующего дня под огромным шелковым балдахином собрались царь, царица,
Сахасра-дал, придворные и ученые брахманы со всей страны. Позади всех,
укрывшись за пологом от любопытных глаз, стояла Кешавати.
И вот, сидя на помосте, Чампа-дал начал рассказ о Кешавати словами: «Некогда
жил бедный слабоумный брахман…» Время от времени рассказчик останавливался и,
обращаясь к стоящей за пологом Кешавати, спрашивал, правду ли он говорит.
— Все правда, брахман, — отвечала Кешавати, — продолжай.
Чем дольше говорил Чампа-дал, тем больше бледнела служанка-ракшаси и тем больше
дивился Сахасра-дал. Он понял, что брахман рассказывает историю его собственной
жизни.
Не успел Чампа-дал закончить свой рассказ, как Сахасра-дал встал со своего
места, обнял рассказчика и воскликнул:
— Да ведь это же мой брат Чампа-дал!
Вне себя от гнева, он приказал вырыть глубокую яму и закопать в ней ракшаси
живьем.
Так закончилась эта история. Братья никогда больше не разлучались со своими
женами и прожили долгую и счастливую жизнь.
Плешивая жена
У одного купца было две жены. Младшую он любил больше, чем старшую. У младшей
на голове было два пучка волос, а у старшей — только один.
Поехал однажды купец торговать в дальние страны, а жены остались дома одни. И
стала младшая жена помыкать старшей: свалила на нее всю черную работу, день и
ночь бранилась, а есть досыта не давала.
Как-то позвала младшая жена старшую и говорит:
— Поищи у меня в голове!
Стала старшая жена расчесывать ей волосы и невзначай вырвала прядь. Обозлилась
младшая и выдрала в отместку у старшей последние волосы. Решила тогда старшая
жена уйти со стыда в лес. «Пусть помру я там с голоду, — думала она, — или
пусть растерзают меня дикие звери».
Случилось ей проходить мимо куста хлопчатника. Остановилась она, набрала
прутьев, сделала из них веник и подмела вокруг куста. Хлопчатнику это
понравилось, и он дал ей свое благословение.
Пошла она дальше и увидела банановое дерево. Под ним она тоже хорошенько
подмела. Банановому дереву это понравилось, и оно пожелало ей удачи.
Потом она увидела загон — там стоял бык. Она убрала навоз и все вычистила. Бык
остался доволен и благословил ее.
Дальше ей встретился священный тулси. Она ему низко поклонилась и подмела землю
вокруг. Деревце тоже дало ей свое благословение.
Шла она, шла и пришла к шалашу, построенному из веток и листьев. Перед ним
скрестив ноги сидел в благочестивом размышлении муни — святой мудрец. Старшая
жена робко остановилась за его спиной. Мудрец почувствовал, что за его спиной
кто-то стоит.
— Кто бы ты ни был, выйди вперед и стань передо мною, не то я обращу тебя в
|
|