|
победу над войсками иранского шаха Исмаила Сефевида, курдский народ пережил
очередную трагедию. Курдистан заново был разделен, на этот раз между двумя
могучими державами Востока ? Османской империей и сефевидским Ираном, а в
дальнейшем, после распада Османской империи и появления новых государств в этом
регионе, его окончательно разделили между собой Иран, Ирак, Сирия и Турция.
В течение столетий не утихали народные восстания. Многочисленные выступления
были направлены как против иноземных завоевателей, так и против местных
правителей. За последние 150 лет их было более сорока, при этом некоторые из
них переросли в национально-освободительные движения, охватив весь Курдистан.
Являясь ареной ожесточенных боев, земля Курднстана сохранила многочисленные
письменные памятники и надписи древности и раннего средневековья. Они
рассказывают о походах курдов, о событиях, во многом определивших судьбу всего
народа, населявшего этот горный край.
В двадцатых годах нашего века в Сулеймании (Иракский Курдистан) был обнаружен
письменный памятник курдской литературы, который ученые условно назвали «Плач о
разорении Курдистана арабами». В нем говорится о разрушении
арабами-мусульманами храмов огня по всему Курдистану, в том числе и в городе
Шахрезуре
7
:
Храмы разрушены, огни погашены,
Великие из великих спрятались.
Угнетатели-арабы разрушили
Крестьянские деревни до Шахрезура.
Женщины и девушки попали в плен,
Храбрые мужчины лежат в крови.
Вера Зардушта
8
осталась покинутой.
Ахрумазда
9
никому не делает добра
10
.
Сохранившиеся восемь строк произведения написаны на пергаменте и являются
фрагментом большого памятника, имеющего огромную литературную и историческую
ценность
11
.
Несмотря на отсутствие собственной государственности и многочисленные попытки
насильственной ассимиляции, курды сумели сохранить свой язык, свои обычаи,
развили и продолжают развивать национальную культуру.
Благодаря многовековым традициям духовной культуры курды внесли значительный
вклад в историю развития цивилизации Передней Азии.
Академик Н. Я. Марр пришел к выводу, что «курдские племена представляли и
продолжают представлять значительную общественную и культурную силу». Ключ к
этому явлению Н. Я. Марр советовал искать в богатом курдском фольклоре, в
народных песнях и плясках
12
.
Говоря о курдах, проживающих в Турецком Курдистане, и их нравах, Д. Е. Еремеев
заметил: «Трагично сложилась и судьба курдов. Их национальные восстания жестоко
подавлялись; их требования о национальной и культурной автономии, праве обучать
своих детей на курдском языке, издавать свои книги и газеты не удовлетворены до
сих пор. Многие курдские племена были насильно переселены со своих родных мест,
из Курдистана, в центральные районы Турции, в окружение турецкого населения.
Это делалось для того, чтобы быстрее отуречить курдов, ассимилировать их с
турками и таким путем „разрешить" курдский вопрос…»
13
.
В многовековой борьбе курдов за сохранение национальной самобытности
немаловажное значение имела и имеет любовь народа к своей духовной культуре и
устному народному творчеству.
Курдский фольклор ? единственный в своем роде памятник духовной культуры,
|
|