|
– А я и на знал, что их так много. Я даже ни про кого из них и не слыхивал
никогда, кроме как про царя Соломона, да еще, пожалуй, видел королей в
карточной колоде, если только они идут в счет. А сколько король получает
жалованья?
– Сколько получает? – сказал я. – Да хоть тысячу долларов, если ему вздумается.
Сколько хочет, столько и получает, – все его.
– Вот это здорово! А что ему надо делать, Гек?
– Да ничего не надо! Тоже выдумал! Сидит себе на троне, вот и все.
– Нет, верно?
– Еще бы не верно! Просто сидит на троне; ну, может, если война, так поедет на
войну. А в остальное время ничего не делает – или охотится, или… Ш-ш! Слышишь?
Что это за шум?
Мы вскочили и побежали глядеть, но ничего особенного не было – это за мысом
стучало пароходное колесо, – и мы уселись на прежнее место.
– Да, – говорю я, – а в остальное время, если им скучно, они затевают драку с
парламентом; а если делают не по-ихнему, так король просто велит рубить всем
головы. А то больше прохлаждается в гареме.
– Где прохлаждается?
– В гареме.
– А что это такое – гарем?
– Это такое место, где король держит своих жен. Неужто ты не слыхал про гарем?
У Соломона он тоже был; а жен у него было чуть не миллион.
– Да, верно, я и позабыл. Гарем – это что-нибудь вроде пансиона, по-моему. Ну,
должно быть, и шум же у них в детской! Да еще, я думаю, эти самые жены все
время ругаются, а от этого шуму только больше. А еще говорят, что Соломон был
первый мудрец на свете! Я этому ни на грош не верю. И вот почему. Да разве
умный человек станет жить в таком кавардаке? Нет, не станет. Умный человек
возьмет и построит котельный завод, а захочется ему тишины и покоя – он возьмет
да и закроет его.
– А все-таки он был первый мудрец на свете; это я от самой вдовы слыхал.
– Мне все равно, что бы там вдова ни говорила. Но верю я, что он был мудрец.
Поступал он иной раз совсем глупо. Помнишь, как он велел разрубить младенца
пополам?
– Ну да, мне вдова про это рассказывала.
– Вот-вот! Глупей ничего не придумаешь! Ты только посмотри, что получается:
пускай этот пень будет одна женщина, а ты будешь другая женщина, а я – Соломон,
а вот этот доллар – младенец. Вы оба говорите, что он ваш. Что же я делаю? Мне
бы надо спросить у соседей, чей это доллар, и отдать его настоящему хозяину в
целости и сохранности, – умный человек так и сделал бы. Так нет же: я беру
доллар и разрубаю пополам; одну половину отдаю тебе, а другую той женщине. Вот
что твой Соломон хотел сделать с ребенком! Я тебя спрашиваю: куда годится
половинка доллара? Ведь на нее ничего не купишь. А на что годится половина
ребенка? Да я и за миллион половинок ничего бы не дал.
– Ну, Джим, ты совсем не понял, в чем суть, ей-богу, не понял.
– Кто? Я? Да ну тебя! Что ты мне толкуешь про твою суть! Когда есть смысл, так
я его вижу, а в таком поступке никакого смысла нет. Спорили-то ведь не из-за
половинки, а из-за целого младенца; а если человек думает, что он этот спор
может уладить одной половинкой, так, значит, в нем ни капли мозгу нет. Ты мне
не рассказывай про твоего Соломона, Гек, я его и без тебя знаю.
– Говорят тебе, ты не понял, в чем суть.
– А ну ее, твою суть! Что я знаю, то знаю. По-моему, настоящая суть вовсе не в
этом – дальше надо глядеть. Суть в том, какие у этого Соломона привычки. Возьми,
например, человека, у которого всего один ребенок или два, – неужто такой
человек станет детьми бросаться? Нет, не станет, он себе этого не может
позволить. Он знает, что детьми надо дорожить. А если у него пять миллионов
детей бегает по всему дому, тогда, конечно, дело другое. Ему все равно, что
младенца разрубить надвое, что котенка. Все равно много останется. Одним
ребенком больше, одним меньше – для Соломона это все один черт.
|
|