|
И в самом деле, в Шкиде нет имущественных и сословных различий. Все равны.
Однако и здесь появляются среди ребят свои хищники.
В Шкиде, как и в голодном Петрограде времен блокады и разрухи, голод порождает
спекуляцию.
Неизвестно откуда появившийся Слаенов, подросток, «похожий на сытого и
довольного паучка», дает в долг своим отощавшим товарищам осьмушки хлеба и
получает за них четвертки. Скоро он становится настоящим богачом – даже не по
шкидским масштабам, – уделяет долю своих хлебных запасов старшему отделению,
чтобы с его помощью властвовать над обращенными в рабство младшими ребятами.
Все это продолжается до тех пор, пока республика Шкид не обрушивается на
опутавшего ее своей сетью «паучка» со всей свойственной ей внезапной яростью и
неистовством.
Рабство в Шкиде упраздняется, долги аннулируются: «Нынче вышел манифест. Кто
кому должен, тому
крест!»
Так понемногу преодолевает Шкида болезни, привитые улицей, толкучкой, общением
с уголовным миром.
Тот, кто внимательно прочтет эту необычную школьную эпопею, с интересом заметит,
какой сложный и причудливый сплав постепенно образуется в Шкиде, где
увлекающийся педагогическими исканиями Викниксор пытается привить сборищу
бывших беспризорных чуть ли не лицейские традиции.
В одной и той же главе книги шкидец Бобер напевает на мотив «Яблочка»
характерные для того времени зловещие уличные
частушки:
Эх,
яблочко На
подоконничке! В Петрограде
появилися
Покойнички…
И тут же хор шкидцев затягивает сочиненный ребятами по инициативе Викниксора
торжественный гимн на мотив старинной студенческой песни «Gaudeamus».
В этом школьном гимне, которым Викниксор рассчитывал поднять у ребят чувство
собственного достоинства и уважения к своей школе, строго выдержан стиль и ритм
стихотворного латинского текста, рожденного в стенах
университетов:
Мы из разных школ пришли,
Чтобы здесь учиться.
Братья, дружною
семьей Будем же труди-и-ться!..
А в самые тяжелые для Шкиды дни, когда в ней вспыхнула бурная эпидемия
воровства, заведующий школой опять, по выражению шкидцев, «залез в глубокую
древность» и вытащил оттуда социальную меру защиты от преступников,
применявшуюся в Древней Греции, – остракизм.
Вопрос о том, кого подвергнуть остракизму, поставили на закрытое голосование.
Еще так недавно все шкидцы были связаны круговой порукой, нерушимым блатным
законом: «Своих не
выдавать!»
Но, предлагая новую крутую меру, Викниксор чувствовал, что лед тронулся: Шкида
уже не та, на нее можно положиться.
И в самом деле, только меньшинство голосовавших возвратило листки
незаполненными. Да и то по мотивам, которые были четко выражены в надписи на
одном из листков: «Боюсь писать – побьют».
А большинство ребят нашло в себе мужество назвать имена коноводов, которые
всего лишь за несколько дней до того задавали в Шкиде буйные и щедрые пиры и
катали босоногую компанию по городу в легковом автомобиле.
Этот товарищеский суд был, в сущности, крупнейшей победой Викниксора в борьбе
со шкидской анархией и воровством. Нанесен был решительный удар круговой поруке,
развенчана бандитская удаль.
Нелегко было победить романтику уголовщины.
Викниксор хорошо понимал натуру своих питомцев, их склонность ко всему острому,
необычному, яркому. Поэтому-то он и старался изо всех сил увлечь их все новыми
и новыми оригинальными и причудли
|
|