|
ля
машины: .В чём заключается твоя
обязанность?. Он скажет: .Как бы то ни было, я должен зарабатывать в день 20
рупий. Я должен купить 10 гал-
лонов бензина, шины, всевозможные тюбики и масла. Шины стоят очень дорого. У
меня шесть дочерей и пять
сыновей. Я должен защищать их.. Если вы спросите его что-нибудь о Боге,
добродетелях, Мокше, рабстве и
свободе, о правильности и неправильности, он будет озадачен. Почему так много
расхождений между побужде-
ниями совести двух людей одной и той же касты, религии или веры? Почему мы
обнаруживаем десять различ-
ных видов совести у десяти людей из одного района и одной и той же коммуны?
Одного лишь голоса совести
недостаточно для руководства человеком в понимании законов Господа, хорошего и
плохого, добра и зла и дру-
гих обязанностей жизни. Только Шастры и реализованные личности (Апта вакьям)
действительно могут руково-
дить человеком в осуществлении его обязанностей эффективным способом. По этой
причине Господь Кришна
подчёркнуто заявляет:
.Тот, кто отбросил законы священных писаний и следует побуждениям желания, не
достигнет ни совершен-
ства, ни счастья, ни высшей цели. Следовательно, пусть священные писания будут
твоим авторитетом в опреде-
43
лении того, что следует делать, и того, что не следует делать. Зная, что
заявляют законы священных писаний, ты
должен работать в этом мире.. (гл.16, Шлоки 23,24).
III.3. ТРИ ГУНЫ
Для Карма Йога абсолютно необходимо ясное понимание трёх Гун и их действий. Тот,
кто обладает знания-
ми о трёх Гунах, может лучше совершать свою работу и делать её более эффективно.
Пракрити состоит из трёх Гун, или сил, а именно: Саттвы, Раджаса и Тамаса.
Саттва . это гармония, или
свет, или мудрость, или равновесие, или добро. Раджас . это страсть, или
движение, или активность. Тамас . это
инерция, или бездействие, или темнота. Во время Космической Пралайи эти три
Гуны существуют в состоянии
равновесия. Во время Сришти, или проекции, возникает вибрация и проявляются три
качества физической все-
ленной. Эти три качества захватывают в рабство Дживу или индивидуальную душу.
Хотя Саттва является жела-
тельным качеством, тем не менее, она также связывает человека. Она является
золотыми оковами. Раджас явля-
ется источником привязанности и жажды к жизни. Он вызывает привязанность к
действию. Тамас привязывает
человека к небрежности (Прамада), лени (Аласья) и сну (Нидра).
Эти три качества неотделимы друг от друга. Никто не является абсолютно
Раджасическим, Саттвическим
или Тамасическим. Иногда в человеке преобладает Саттва. Он спокоен и безмятежен.
Он спокойно сидит и под-
держивает возвышающие душу мысли. Он изучает религиозную литературу. Он говорит
на божественные темы.
Когда преобладает Саттва, два других качества временно подавлены. В другое
время преобладает Раджас. Чело-
век совершает действия. Он движется. Он планирует, создаёт схемы, рассчитывает.
Он жаждет силы, богатства и
действия. Когда преобладает Раджас, Саттва и Тамас временно подавлены. Иногда
преобладает Тамас, и человек
становится ленивым. Он чувствует леность, лень и вялость. Он скучный и ощущает
сонливость. Когда преобла-
дает Тамас, Саттва и Раджас временно подавлены.
У одних людей господствует Саттва, у других . Раджас, а у третьих . Тамас.
Когда изо всех ворот тела излу-
чается свет мудрости, тогда по этому признаку мы можем узнать, что возрастает
Саттва. Алчность, выходящая
энергия, предприятие действия, беспокойство и желание . это является
порождением возрастания Раджаса. Тем-
нота, заблуждение, косность, небрежность являются порождением возрастающей
инерции. Если во время смерти
господствует Саттва, тогда человек переходит в чистый мир мудрецов. Если в
момент смерти господствует Рад-
жас, человек, без сомнения, будет рождён среди тех, кто привязан к действию.
Если человек умирает, когда гос-
подствует Тамас, он будет рождён в бессознательной утробе.
Плодом Саттвического действия является гармония и чистота. Плодом
Раджасического действия является
боль, а Тамасического действ
|
|