|
склонность к привлекательной пище, которая действует на чувство вкуса,
следовательно и на “тело желания”. Такая пища будет давать приятные вкусовые
ощущения и человек будет стремиться их испытать. По восточному сравнению,
чувства подобны диким коням, впряженным в колесницу тела, которые несут
человеческую душу к предметам ее страстей. Таким образом человек начинает
удовлетворять чувство вкуса до излишества, до объедения. Результатом такого
удовлетворения будет страдание . То же самое ожидает человека, если он станет
удовлетворять свой вкус к вину. Страдание будет следовать за удовлетворением
желания. И когда подобный опыт будет опять и опять повторяться и “Я” человека
сопоставит оба обстоятельства вместе — удовлетворение желания и следующее за
ним страдание, оно таким образом начнет постепенно понимать, что есть во
Вселенной законы, нарушение которых влечет за собой страдание.
Сделаем такое сравнение: человек наскочил на невидимую стену и ушибся.
Привлекаемый каким-нибудь предметом, он может снова и снова наталкиваться на
этот невидимый барьер; но если он будет каждый раз ушибаться, он научится
связывать погоню за удовлетворением своего желания со страданием, которое как
тень следует за удовлетворением. В его уме вырастает понятие о причине и
последствии, об отношении, существующем между удовлетворением его страстей и
страданием, которое следует за ним. Таким путем, в молодой Душе, повторяющей
свои уроки, зарождается понятие о законе, который не может быть обойден и
который будет наносить страдание каждый раз, когда душа будет сталкиваться с
этим невидимым барьером. С каждым удовлетворением желания будет повторяться тот
же урок, пока накопившийся опыт не будет усвоен душой и она не научится владеть
своими желаниями и не пускать диких коней своих чувств мчаться, куда им угодно,
а начнет обуздывать их и направлять по верному пути. Искусство самообладания
явится результатом пережитого душой горького опыта. Могут сказать или подумать,
что наше “тело желаний” одного рода с животными, но животные имеют одно
отличное от человека, полезное свойство: в большинстве случаев они руководятся,
минуя горький опыт тем, что называется инстинктом; это внутреннее природное
чувство и предохраняет их от страдания. У высших животных инстинкт несравненно
слабее, чем у низших, и они част о нуждаются в известном опыте, для того, чтобы
инстинкт мог безошибочно руководить ими. Причина, почему человек как бы менее
охраняется природой, чем животное, заключается в том, что в человеке мы имеем
дело не только с его “телом желаний”, но у человека есть еще и дух,
индивидуализированная частица мировой Души, которая не насилуется законом извне,
а развивается по закону внутреннему, заключенному в нем самом; он уже не
подлежит принудительному действию внешней при роды, как это замечается в
царствах минеральном, растительном и низшем животном; он не эволюционирует
стихийно в совокупности с общей эволюцией, как низшие царства природы, Человек
держит свою эволюцию в собственных руках; она должна вырабатываться, благодаря
приобретенному им опыту, а не навязываться ему силой, потому что Дух достигает
индивидуализации посредством разума, который служит для него проводником, а
накопившийся опыт перевоплощающейся души должен заменить собою принудительное
стихийное развитие низших царств природы. Таким образом, в человеке разумного
начала, Манас, делает известную долю страдания необходимой в целях развития.
Разум способен запоминать, сравнивать и находить ту цепь причинности, которая
связывает каждое действие с его последствием и именно потому, что человек
обладает силой разумного начала, ему и дается внутренняя свобода, а с ней
вместе и роль сознательного сотрудника природы; он должен участвовать в деле ее
созидания не как один из многочисленных кирпичей, образующих ее здание, но как
самосознающий строитель, участвующий в постройке целого. Так постепенно
вырастает в человеке знание закона. Человек узнает, что страдание выражает
собою столкновение с мировыми за конами, которых нельзя нарушать безнаказанно;
страдание ведет к познанию закона, которым низшая природа человека и начинает
руководиться под влияние м своего высшего разумного начала.
Иными словами: посредством страдания развивающаяся Душа познает мировой
Закон. Это с одной стороны; с другой — благодаря страданию уничтожается
стремление души к объектам внешнего мира, которые, по выражению “Бхагавад-Гиты”,
делаются для человека “лоном скорби”. Желание есть то, что влечет Душу к
новому рождению и сама Вселенная была вызвана к проявлению творческим желанием
Бога. Когда “желание впервые возникло в груди Предвечного” — появился первый
зародыш проявленного мира. Идет ли речь о целом или о малых частицах,
проявление происходит от желания и оно-то и влечет ее к земле. Заметьте, что
только желание тянет Душу ко всему внешнему. Познание Души и состоит в том, что
она проходит через всевозможные внешние опыты, извлекая из них все нужные ей
знания, чтобы затем, благодаря то ,у же опыту, отделяться от стремления к
предметам внешнего мира и претворить внутри себя плоды всех приобретенных
знаний. Если же представить себе, что все предметы, вызывающие желание,
оставались бы навсегда желаемыми, тогда не было бы конца кругу рождений и
смерти, не было бы внутреннего претворения приобретенного знания и,
следовательно, не было бы и истинного развития. Нужно помнить, что человеческое
совершенство, к которому стремится наш дух — не есть конец нашего роста; оно
есть цель лишь настоящего цикла, который, в свою очередь, есть только
приготовление к следующему циклу... Те немногие, которые могут быть названы
совершенными людьми в настоящем цикле, перейдут после промежуточного состояния
Нирваны в последующий период проявления, но уже не как люди, проходящие через
индивидуальный опыт, а как Строители и Божественные помощники. Необходимо,
чтобы души человеческие, которым суждено стать божественными, не только собрали
всевозможный опыт на земле, но и унесли бы его с собою и претворили бы его в
свою собственную внутреннюю суть, а для того, чтобы эта цель была достигнута,
|
|