|
вам впору. Вы должны думать сами за себя, или же вам придется остаться всю
жизнь невеждами и глупцами. Я только указываю вам на трудности, требующие
разрешения. Насколько совершенно подобное разрешение данного вопроса при более
широком взгляде на него, я покажу вам через неделю. Пока же, позвольте мне
сказать, что самый низкий преступник — лишь младший брат, который когда-нибудь
придет туда, где находимся мы с вами. Величайший Учитель или Риши — старший
брат, находящийся теперь там, где мы с вами будем когда-нибудь. Перевоплощение
— весть Надежды, уверенности в конечном успехе. Перевоплощение — это метод
восхождения человека по Лестнице Жизни. Если вам известен закон, вы можете с
ним сотрудничать, но вы не можете избежать его. Человеческие вкусы не имеют
власти над законами природы, но знание дает вам возможность сотрудничать с
этими законами и таким образом ускорять свою эволюцию. И вы можете ускорить не
только свою собственную эволюцию, но и помочь вашим братьям ускорить их
эволюцию и таким образом вы сможете взбираться вместе с ними все выше и выше по
лестнице Жизни.
Следуя по всем линиям приведенных рассуждений, наша мысль должна неизменно
возвращаться к необходимости перевоплощения, если мы хотим, чтобы смысл жизни
стал для нас понятен и чтоб она не казалась нам жестокой и несправедливой.
При свете учения о перевоплощении человек является достойным существом,
развивающимся ради божественно великой цели; без этого света он является
соломинкой в бурном потоке, бросаемой по прихоти обстоятельств, не отвечающей
за свой характер, за свои поступки и за свою судьбу. Освещаемый этим светом, он
может смотреть вперед без страха, на какой бы низкой ступени эволюции он ни
стоял сегодня, ибо он все же поднимается к божественности, и достижение высшей
ступени есть лишь вопрос времени.
Если отбросить перевоплощение, не останется разумной причины верить в
прогресс будущего, не останется вообще никакой разумной причины верить в какое-
либо будущее, ибо — какое основание для будущего у существа, не имеющего
прошлого? Это не более как пузырь, появляющийся на поверхности океана времени,
брошенный в мир из небытия с готовыми качествами, хорошими или дурными,
принадлежащими ему без всякой причины и без всякой с его стороны заслуги; с
какой стати будет он стремиться усовершенствовать их? И не будет ли его будущее
— если ему предстоит вообще какое-либо будущее — таким же оторванным,
беспричинным и безрезультатным, как и его настоящее? Исключив перевоплощение из
своих верований, современный мир лишил Бога Его справедливости, а человека —
его упований; последний может испытывать “удачу” или “неудачу”, но сила и
достоинство, являющееся вследствие уверенности в неизменном законе, вырваны у
него, и он оставлен беспомощным на поверхности безграничного океана жизни.
ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ ЗАКОН КАРМЫ
Проследив главные линии эволюции души на пути перевоплощения, мы можем
теперь перейти к изучению великого закона причинности, который управляет новыми
рождениями закона, именуемого кармой. Карма — санскристское слово, обозначающее
буквально “действие”; так как все действия лишь последствия, вытекающие из
предыдущих причин, и каждое последствие, в свою очередь, становится причиной
будущих действий, — то идея причинности составляет существенную часть всякого
представления о деятельности; вот почему слово “карма”, или деятельность,
употребляется для обозначения непрерывно связанной цепи причин и последствий,
из которых состоит всякая человеческая деятельность. Отсюда выражение: “это моя
карма” или: “это событие — последствие моего же действия в прошлом” и т.д.
Обособленной жизни нет; каждая жизнь есть дитя предыдущих жизней и мать всех
последующих, в той совокупности жизней, которая составляет всю непрерывность
существования индивидуума. “Случайности” нет в мире; все происходящее связано с
предыдущей причиной или с последующим результатом; все мысли и поступки — в
причинной связи с прошлым, и они необходимо повлияют и на будущее.
Так как наше неведение затемняет наше зрение одинаково как относительно
прошлого, так и относительно будущего, события кажутся нам как бы появляющимися
из пустоты, как бы случайными, но это — такая же иллюзия и происходит она от
недостатка нашего ведения. Как дикарь, незнакомый с законами физической
вселенной, считает физические явления беспричинными, а результаты неизвестных
ему явлений — чудесами, так и люди, незнакомые с нравственными и духовными
законами, не видят, из каких причин исходят жизненные события, а результат
неизвестных им духовных законов считают хорошей или дурной “судьбой”.
Когда идея нерушимого и неизменного закона во всех тех случаях, где прежде
мысль предполагала одну случайность, озаряет наш ум, в душе нашей появляется
чувство беспомощности, почти оцепенения. Человеку кажется, что он захвачен в
тиски железной необходимости, и мусульманский фатализм кажется единственным
возможным выражением этого нового миросозерцания. Но совершенно так же
почувствует себя и дикарь, когда идея физической закономерности впервые
возникает перед его смятенным умом, когда он убеждается, что каждое движение
его тела и каждое явление природы выполняется по неизменным законам. И он
только постепенно начинает узнавать, что естественные законы устанавливают лишь
условия для деятельности, самую же деятельность они не предписывают; что
человек всегда остается свободным внутри себя, внешние же его деятельности
бывают ограничены условиями той среды, в которой они происходят. Далее он
узнает, что условия эти побеждают его и задерживают его усилия только до тех
пор, пока он не знает их или пока борется с ними; но как только он начинает их
|
|