|
одушевленной материи всевозможных видов формы, делает эти формы все более и
более сложными, все более и более восприимчивыми; следя за тем, как я рисовала
раскрытие сознания от одной ступени до другой вверх по Лестнице Жизни и
показывала, как сознание в человеке раскрывает свои силы, проходя через
различные ступени, упоминаемые Патанджали; следя за тем, как я описывала
приближение к Вратам Посвящения, а через них в сверхчеловеческой эволюции,
наступающей после Учительства, прослеживая движение все дальше и дальше, от
человека, ставшего совершенным, до сверхчеловеческого существа, теряющегося в
свете, окружающем Великие Сущности, подобные Христу, Боддхисатве, Будде, —
некоторые из вас наверное спрашивали себя: Каков же метод восхождения? Возможно
ли взбираться из праха земного все выше и выше до тех пор, пока взбирающийся не
сольется с Божеством? Каков метод, каков путь эволюций? На эти- то вопросы,
столь естественные и неизбежные, я и попытаюсь ответить.
Сегодня же я буду говорить лишь о необходимости перевоплощения.
Работа, которую предстоит совершить человечеству столь огромна, область,
которую предстоит пройти человеку столь неисчерпаемо велика, что для того,
чтобы понять, как такой прогресс может быть сделан человеком, нам
представляется необходимым существование какого-либо разумного, логичного и
ясного метода его. Глядя на человека, каким мы видим его в жизни, в короткий
промежуток времени, протекающий между первым криком младенца и последним
вздохом умирающего — такое короткое время и такое количество дел, такая
огромная задача и такой короткий срок — мы видим необходимость разумного метода,
ибо весь мир разумен, т.к. он управляется Высшей Премудростью, а
поддерживается бесконечной любовью.
Что же означает слово перевоплощение? Говоря о минерале, растении и животном,
мы не пользуемся этим словом; методы эволюции глубоко интересны, но они так
сложны, что если бы я остановилась на них, у меня не осталось бы времени на
вопрос сегодняшнего дня. Я могу только вкратце сказать, что то, что мы можем
назвать зачаточными душами, те души, которым предстоит стать человеческими
душами, парят над низшими царствами природы, ожидая того времени, когда формы
будут приспособлены к тому, чтобы стать их обиталищем. Если мы готовы посвятить
этому время и труд, мы сможем наблюдать шаг за шагом, ступень за ступенью
методы эволюции в низших мирах. Но слово перевоплощение, как оно употреблялось
в истории, будь то в древних религиях, или в современной теософии, имеет очень
ясный и определенный смысл. Оно означает, что человек — существо духовное,
облаченное в тела, построенные из материи; человек — духовная разумная сущность,
тела его — лишь одеяние. Как каждый из нас может облачиться в пальто или
платье, но не считает этой одежды за самого себя, — так же и духовная разумная
сущность облекается в одеяния материи — тела. Но как ваша одежда — не вы, так и
они — не человек. Эта духовная сущность, которой предстоит раскрыть все свои
силы, приходит для того, чтобы приобрести опыт, путем которого могли бы
раскрыться в ней духовные способности. Ее естественная обитель в высших и
духовных областях, ваши тела рождены от земли, но ВЫ рождены в высших мирах.
Христианские слова: “Ваше отечество на небесах” буквальная истина. Человек
гражданин своей родины и люди граждане не земли, а небес; там место их рождения,
их естественная обитель и их дом.
Как птица, парящая в воздухе, может нырнуть в воду, чтобы поймать добычу, а
затем снова подняться в свою обитель, так же и дух, представляющий собой
человека: его дом в небесных мирах, он опускается на землю, чтобы приобрести
опыт, пищу, необходимую для раскрытия духа; он приносит ее домой, чтобы усвоить
и переработать во врожденные способности и силы; и только тогда, когда усвоен
опыт одной жизни, возвращается на землю для другой, чтобы приобрести в ней еще
больше.
Это-то понятие о человеке, как о духовной сущности, принадлежащей высшим
мирам, и лежит в основе идеи перевоплощения. Человек приходит на землю,
занимает подготовленное для него тело; он еще не божественен в своем проявлении,
ему предстоит путем долгого опыта и множества уроков научиться владеть
материей. Он попа дает в тело дикаря, где, правда, его опыты грубы и примитивны,
но все же представляют уроки достаточно трудные для его усвоения, — первые
уроки человеческого опыта. Он переходит по ту сторону смерти, чтобы путем
страдания понять сделанные им ошибки и путем наслаждения усвоить принадлежащие
ему правильные мысли и чувства; а во время более поздней части этой посмертной
жизни он перерабатывает то, что собрал на земле. Преобразив опыты в силы и
способности, как ментальные, так и моральные, он возвращается обратно и входит
в более совершенное тело, подходящее для более полно раскрывшегося духа,
который и есть он сам. С этим телом он проходит свой следующий опыт земной
жизни, снова перерабатывая в других мирах опыты в способности, причем, по мере
того, как он развивается, жизнь после смерти удлиняется, и так все дальше, и
дальше, и дальше до тех пор, пока он не взберется от дикаря до той точки, где
он станет человеком, достигшим совершенства и называемым нами Учителем. Это
длинная жизнь, состоящая из множества дней, а каждый ее день — это то, что мы
называем жизнью. Как человек, хотя он и живет в течение множества дней земной
жизни, остается тем же человеком, так же и тот, для которого каждая жизнь есть
лишь один день в его длинном паломничестве, остается одним и тем же человеком.
Пожинает тот же человек, что посеял, расплачивается тот же, что наделал долги.
Мирами правит справедливость, требующая уплаты сделанного долга, справедливость,
награждающая за совершенное доброе дело. Так, из жизни в жизнь, двигаясь
вперед, причем его прошлое выражается как характер и совесть, человек
становится, наконец, совершенным. На этой ступени перевоплощение для него
прекращается, ему больше нет надобности рождаться в мир, ибо он усвоил его
|
|