|
привычками; привычки ограничивают волю и делаются под конец автоматичными.
Приходит минута, когда совесть говорит, что привычка нехороша; тогда человек
начинает разрушать дурную привычку, создавая мысли противоположного характера.
После многих усилий прокладывается новое русло, новые мысли берут перевес и —
потерянная свобода обретается снова... к сожалению, почти всегда только для
того, чтобы заковать волю в новые цепи.
Таким образом, наши собственные мысли и желания создают постепенно свойства
нашего мозга и нашей нервной системы, а последние являются одним из самых
сильных ограничений свободы нашей воли.
Часто повторяемые мысли, делаясь автоматичными, создают в нас предрассудки,
личные и национальные; мы живем с ними, даже и не подозревая, что это стены,
построенные нашими собственными руками, которые закрывают перед нами светлые
горизонты истины.
Другой вид зрелой Кармы проявляется в минуты так называемых "внезапных
обращений". Нечистые мысли и желания прошлого образуют вокруг нашего истинного
я, нашей бессмертной души, как бы твердую кору, которая держит ее в плену. Плен
этот может длиться в течение нескольких воплощений. В это время бессмертная
душа, собиравшая опыт, успела многому научиться и приобрести высшие свойства;
но последние могут долго оставаться скрытыми под твердой корой. Потребуется
сильный толчок, иногда он является в виде хорошей книги, вдохновенного слова,
яркого примера, чтобы разорвать кору и освободить душу. В человеческой истории
записано немало таких случаев "внезапного обращения".
II. СКРЫТАЯ
КАРМАКаждая причина стремится произвести свое действие непосредственно:
осуществить
это стремление мешает сопротивление среды. Тот же закон относится и к причинам,
создаваемым человеком. Если бы мысли и желания наши были однородны, не стояли
бы во внутреннем противоречии и не сталкивались постоянно с сопротивлением
среды, последствия их проявлялись бы непосредственно. Но наши поступки, желания
и мысли противоречат так сильно одни другим, что только немногие из зарождённых
ими последствий могут проявиться одновременно. Остальные будут ждать своей
очереди. Таким образом, в течение веков, мы нагромождаем причины, которые не
могут осуществиться до времени, и мы всегда живем под влиянием двойной
совокупности Кармы: одна проявляется, а другая ожидает случая, чтобы появиться.
Из этого можно вывести, что "скрытая" Карма может переноситься из одного
воплощения в другое и долго оставаться погребенной, чтобы ожить и принести
плоды — подобно зернам, находимым в египетских саркофагах — как только появятся
налицо все необходимые условия.
С психологической точки зрения "скрытую" Карму можно рассматривать как
наклонности, идущие из прошлого, в противоположность "зрелой", "скрытая" Карма
подлежит изменению. Наклонности наши могут быть усилены или ослаблены,
направлены по новому руслу или совсем уничтожены, смотря по свойству и силе
внутренней работы, которая созидает наш характер. В борьбе с дурными
наклонностями даже неудача есть шаг вперед, потому что сопротивление дурному
уничтожает часть дурной энергии, вошедшей в состав нашей Кармы.
III. ЗАРОЖДАЮЩАЯСЯ
КАРМАЭтот вид Кармы создается непрестанно нашими мыслями, желаниями и
поступками:
это тот посев, плоды которого мы будем пожинать в будущем. Именно эта Карма и
представляет собой созидающую силу человека.
Сознательно строящий свою Карму должен быть полным господином над своими
мыслями и никогда не действовать под влиянием настроения, все его поступки
должны соответствовать его идеалам и он должен предпочитать не те действия,
которые для него приятнее, а те, которые лучше. Он строит для вечности, и, зная
это, должен внимательно избирать свой материал. Но такой труд, проведенный
через все подробности ежедневной жизни, доступен только созревшей душе, сильной
воле, и такал воля может уничтожить свою Карму, сжечь ее в огне внутренней
битвы. Рядом с этим, она может привести в действие и свою "скрытую" Карму, и
уплатить в несколько воплощений долг, который иначе возвращал бы ее на землю
много раз.
Вместо того, чтобы быть цепями, познанный закон Кармы дает сильной душе крылья,
на которых она может подняться в сферы безграничной свободы.
Но и для обыкновенного человека нашего времени знание закона Кармы дает такое
проникновение в смысл земной жизни и раскрывает такие необъятные горизонты в
грядущее, что оно не может остаться без сильного влияния на весь строй его
жизни.
Необходимо только, чтобы это было настоящее знание, потому что нет ничего
вреднее смутного полузнания, ведущего к искажениям и предрассудкам. Таким
искажениям подверглась и идея Кармы. На Востоке, в индусских Писаниях (Шастрах),
|
|