|
возобновляется как раз с той самой грани, до которой достигла в предыдущем
воплощении*.
_______________________* "Пуруша (внутренняя суть человека) обладает природой
желания; каково его
желание, таково его намерение; каково его намерение, такова его деятельность;
какова его деятельность, такова его награда ... Тот, кто привязан (к колесу
рождений и смертей), приобретает путем деятельности предмет, к которому его
душа — как причина — привязана. Достигнув последнего последствия (в Сварга —
небе) своей деятельности, которую он выполнял здесь, он является из того мира
опять в этот мир, вследствие своей деятельности. Так тот, кто желает (переходит
из одного мира в другой) ... Когда все желания, живущие в сердце, покинуты
навсегда, тогда смертный становится бессмертным" (Брихадараньяка упанишада, IV,
IV, 5 - 7)
Стремления, созданные в одном воплощении, преобразуются в новом воплощении в
способности; повторявшиеся мысли — в наклонности; волевые импульсы — в
деятельность; всевозможные испытания претворяются в мудрость, а страдания души
— в её совесть. Разнообразные хорошие возможности, представлявшиеся человеку,
но пропущенные им по нерадивости и лени, всплывут сызнова, но уже в другой
форме, как неопределенное влечение, как смутная тоска, которая не получит
удовлетворения по двум причинам: силы, которые — в прошлом — вызывались тщетно
к проявлению (кармическими требованиями), вследствие бездействия не доразвились,
и случай, то есть условия, раз уже подобранные Кармой, могут и не повториться.
Распространенное убеждение, что среда создает наш умственный строй, происходит
от неведения истинного течения нашей внутренней жизни. Не среда создает ум
человека, а человек действием кармического закона устремляется в ту среду,
которая соответствует его прошлому. Доказательством служат люди, резко
отличающиеся с раннего детства от своей среды: в них нет ничего общего с
окружающим, и если воля их сильна, они изменяют направление своей Кармы,
переходя в иную, более сродную для них среду. Попадают же они в неподходящую
среду благодаря тому, что поступками своими и грехами связали себя тесно с
людьми именно этой среды. Резкой иллюстрацией этой мысли служит судьба нашего
Ломоносова, который родился в семье безграмотных рыбаков, и тем не менее,
усилиями сильной воли перенес свою жизнь в сродную для него среду передовых
ученых своего века.
Если таких людей немного, то это доказывает не то, что среда создает наш ум, а
то, что каждый человек устремляется в среду, подходящую для той ступени
развития, которая им уже достигнута. Таков закон: мы сами строим свой ум; если
постройка хороша — мы пользуемся всеми ее преимуществами, если дурна — мы сами
испытываем всю ответственность за дурные её свойства.
Но этого мало: последствия мысли отражаются не на одном творце ее. Нет ничего
более ответственного, как мысль человеческая, ибо ни одна сила так легко не
передается другим, как наши мысли. Зарождаясь в одном уме, они, в силу быстроты
и легкости своих вибраций, несравненно более быстрых, чем свет и электричество,
легко передаются окружающим. Мысль одного человека передается другому, мысль
последнего — первому, завязываются нити, которые свяжут вместе людей к добру
или злу, определят для нашего будущего родных, друзей или недругов. Вот почему
иные любят нас без всякой видимой причины, а иные ненавидят незаслуженно. Закон,
исходящий отсюда, сводится к следующему: наши мысли, действуя,из нас самих,
создают наш умственный и нравственный характер; благодаря своему воздействию на
других, они завяжут кармические нити, которыми люди будут связаны в последующем
воплощении.
II. ЖЕЛАНИЕ СВЯЗЫВАЕТ ЧЕЛОВЕКА С ПРЕДМЕТОМ
ЖЕЛАНИЯЖелание и его высший вид — воля, являются самыми могучими созидающими
силами
вселенной.
Желания притягивают нас к тем или другим предметам внешнего мира, они образуют
наши страсти, и они же определяют судьбу человека в его посмертном состоянии в
Чистилище.
Желания, т. е. внутренние влечения человека к внешним предметам, притягивают
его всегда в ту среду, где желания эти могут получить удовлетворение: желание
земных вещей приковывает нашу душу к земле, высокие желания влекут ее к небесам.
Вот почему сказано: "Человек родится сообразно своим желаниям" (Брихадараньяка
упанишада). Сознание этой истины должно служить для нас предостережением, чтобы
мы были разборчивы в своих желаниях и не допускали в свою душу таких желаний,
которые могут задерживать наше развитие. К числу последних принадлежит
материальное богатство.
Желания человека определяют место его воплощения. Если они были нечистые,
невоздержанные, зверские, они создадут для его нового воплощения подходящее
тело страстей, и это тело устремит его в такую семью, в недра такой матери,
|
|