|
патим патинам парамам парастад
видама девам бхуванешам идйам
на тасйа карйам каранам ча видйате
на тат-самаш чабхйадхикаш ча дришйате
парасйа шактир вивидхаива шруйате
свабхавики джнана-бала-крийа ча
«Верховный Господь - владыка всех владык, величайший среди повелителей всех
планет. Каждый находится у Него в подчинении. Каким бы могуществом ни обладали
живые существа, они получают его от Верховного Господа. Никто из них не
является независимым повелителем. Господь, которому поклоняются все полубоги, -
верховный повелитель, а все остальные повелители подвластны Ему. Он выше всех
правителей этого мира и достоин всеобщего поклонения. Никто не может превзойти
Верховного Господа, высшую причину всех причин.
Тело Господа не похоже на тело обыкновенного существа. Его тело неотлично от
Его души. Он абсолютен, и все Его чувства духовны. Каждый из Его органов чувств
может выполнять функции любого другого органа. Поэтому на свете нет никого
равного Ему или более великого, чем Он. Его энергия бесконечна и многообразна,
поэтому все Его деяния вершатся сами собой, естественным образом»
(Шветашватара-упанишад, 6.7 - 8).
Бог, Верховная Личность, в полной мере обладает всеми совершенствами,
являющимися абсолютной реальностью, поэтому у Него нет никаких обязанностей.
Тот, кто стремится к плодам своего труда, должен выполнять определенные
обязанности, но у того, кто не желает ничего во всех трех мирах, не может быть
обязанностей. И все же Господь Кришна участвовал в битве на Курукшетре как
предводитель кшатриев, поскольку долг кшатриев - защищать тех, кто оказался в
беде. Хотя Господь стоит выше всех предписаний шастр, Он никогда не нарушает их.
ТЕКСТ 23
йади хй ахам на вартейам
джату карманй атандритах
мама вартманувартанте
манушйах партха сарвашах
йади - если; хи - безусловно; ахам - Я; на - не; вартейам - стану делать; джату
- когда-либо; кармани - в предписанных обязанностях; атандритах - усердный;
мама - Мой; вартма - путь; анувартанте - принимают; манушйах - люди; партха - о
сын Притхи; сарвашах - во всех отношениях.
Ведь если Я перестану неукоснительно выполнять Свои обязанности, о Партха, люди,
несомненно, последуют Моему примеру.
КОММЕНТAРИЙ: Чтобы в обществе царили мир и порядок, необходимые для духовного
совершенствования людей, существуют семейные традиции, следовать которым должен
каждый цивилизованный человек. Хотя эти правила предназначены для обусловленных
душ, а не для Господа Кришны, Он также следовал им, поскольку пришел в
материальный мир для того, чтобы восстановить устои религии. Если бы Господь
пренебрегал этими правилами, обыкновенные люди последовали бы Его примеру, ибо
для них Он - величайший авторитет. Из «Шримад-Бхагаватам» мы узнаСм, что и дома,
и на людях Господь Кришна следовал всем религиозным предписаниям, как подобает
семейному человеку.
ТЕКСТ 24
утсидейур име лока
на курйам карма чед ахам
санкарасйа ча карта сйам
упаханйам имах праджах
утсидейух - погибли бы; име - эти; локах - миры; на - не; курйам - не исполнял
бы; карма - предписанный долг; чет - если; ахам - Я; санкарасйа - нежеланного
потомства; ча - и; карта - создатель; сйам - стал бы; упаханйам - уничтожил бы;
имах - эти; праджах - существа.
Если бы Я не выполнял Своих обязанностей, все эти миры были бы обречены на
гибель. Я стал бы причиной появления на свет нежеланного потомства и тем самым
нарушил бы покой всех живых существ.
КОММЕНТAРИЙ: Варна-санкара - это нежелательные элементы общества, которые
нарушают закон и приносят всем беспокойства. Чтобы сохранить порядок в обществе,
люди должны подчиняться определенным правилам, приведенным в шастрах, - тогда
они смогут жить в мире и духовно совершенствоваться. Когда Господь Кришна
нисходит в материальный мир, Он следует всем этим правилам, чтобы показать
людям, насколько это важно. Господь - отец всех живых существ, и, если они
сходят с правильного пути, Господь в каком-то смысле несет ответственность за
это. Поэтому, когда люди начинают нарушать законы религии, Господь приходит в
этот мир, чтобы восстановить порядок. Необходимо, однако, помнить, что, хотя мы
должны идти по стопам Господа, мы не можем слепо подражать Ему. Идти по стопам
и слепо подражать кому-либо - далеко не одно и то же. Мы не можем, подражая
Господу, поднять холм Говардхана, который Господь поднял, еще будучи ребенком.
На это не способен ни один человек. Мы должны следовать наставлениям Господа,
но ни в коем случае не имитировать Его действия. В «Шримад-Бхагаватам» (10.33.
30 - 31) сказано:
наитат самачаредж джату
манасапи хй анишварах
винашйатй ачаран маудхйад
йатха 'рудро 'бдхи-джам вишам
ишваранам вачах сатйам
татхаивачаритам квачит
|
|