|
Бхагавад-Гита глава 3. Карма-йога
Бхагавад-Гита
» Бхагавад-Гита глава 3. Карма-йога
Бхагавад Гита, как она есть.
ТЕКСТ 1
арджуна увача
джйайаси чет карманас те
мата буддхир джанардана
тат ким кармани гхоре мам
нийоджайаси кешава
арджунах увача - Aрджуна сказал; джйайаси - лучшая; чет - если; карманах -
кармической деятельности; те - для Тебя; мата - считающаяся; буддхих - разум;
джанардана - о Кришна; тат - поэтому; ким - почему; кармани - в деле; гхоре - в
ужасном; мам - меня; нийоджайаси - вовлекаешь; кешава - о Кришна.
Aрджуна сказал: О Джанардана, о Кешава, если Ты считаешь, что деятельность на
уровне разума лучше деятельности ради ее плодов, то почему же Ты хочешь вовлечь
меня в эту ужасную войну?
КОММЕНТAРИЙ: В предыдущей главе Верховный Господь Шри Кришна подробно описал
природу души, чтобы вызволить своего близкого друга Aрджуну из океана мирской
скорби. Он также указал ему путь духовного самопознания: буддхи-йогу, или путь
сознания Кришны. Некоторые люди ошибочно считают практику сознания Кришны
пассивным методом духовного совершенствования и пытаются пробудить в себе
сознание Кришны, повторяя святые имена в уединении. Но человеку, который не
овладел философией сознания Кришны, не рекомендуется повторять имена Кришны в
уединенном месте, поскольку это не принесет ему ничего, кроме дешевой
популярности среди неискушенных людей. Aрджуна тоже думал, что заниматься
практикой сознания Кришны (буддхи-йогой), то есть использовать свой разум для
обретения духовного знания, - значит удалиться от дел и совершать аскезу в
уединенном месте. Иными словами, он хотел уклониться от участия в битве,
используя сознание Кришны как предлог. Но, будучи искренним и серьезным
учеником, он сообщил об этом своему духовному учителю, Кришне, и спросил, как
лучше всего поступить. Отвечая Aрджуне, Господь Кришна подробно рассказал о
карма-йоге, или деятельности в сознании Кришны, которой и посвящена эта глава
«Бхагавад-гиты».
ТЕКСТ 2
вйамишренева вакйена
буддхим мохайасива ме
тад экам вада нишчитйа
йена шрейо 'хам апнуйам
вйамишрена - двусмысленной; ива - как бы; вакйена - речью; буддхим - разум;
мохайаси - смущаешь; ива - как бы; ме - мой; тат - то; экам - одно; вада -
скажи; нишчитйа - определив; йена - которым; шрейах - истинное благо; ахам - я;
апнуйам - получу.
Твои противоречивые наставления смутили мой разум. Поэтому, прошу Тебя, скажи
определенно, какой путь приведет меня к истинному благу?
КОММЕНТAРИЙ: В предыдущей главе, которая является вступлением к «Бхагавад-гите»,
были описаны различные пути и методы духовного совершенствования: санкхья-йога,
буддхи-йога, обуздание чувств с помощью разума и бескорыстная деятельность, а
также рассказывалось о положении преданного-неофита. Все это было изложено без
определенной системы. Но для того, чтобы человек мог овладеть этим знанием и
действовать в соответствии с ним, необходимо было изложить его более
последовательно. Поэтому Aрджуна хотел разъяснить все кажущиеся противоречия,
чтобы обыкновенные люди могли понять слова Кришны однозначно и не искажать их
смысл. Хотя у Кришны не было намерения сбивать Aрджуну с толку многозначными
речами, Aрджуна все же не до конца понял, как применять метод сознания Кришны в
бездействии и в активном служении. Иными словами, задавая эти вопросы, он
стремился сделать путь сознания Кришны понятным и доступным для всех, кто
действительно хочет проникнуть в сокровенный смысл «Бхагавад-гиты».
ТЕКСТ 3
шри-бхагаван увача
локе 'смин дви-видха ништха
пура прокта майанагха
джнана-йогена санкхйанам
карма-йогена йогинам
шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; локе - в мире; асмин - в этом;
дви-видха - включающая два вида; ништха - вера; пура - которая была ранее;
прокта - описана; майа - Мной; анагха - о безгрешный; джнана-йогена - связующим
методом познания; санкхйанам - философов-имперсоналистов; карма-йогена -
связующим методом преданного служения; йогинам - преданных.
Верховный Господь сказал: О безгрешный Aрджуна, как Я уже говорил, есть два
типа людей, стремящихся познать свое «Я». Одни посвящают себя философским
размышлениям, а другие преданно служат Господу.
КОММЕНТAРИЙ: Во второй главе «Бхагавад-гиты» (стих 39) Господь назвал два
метода духовного самопознания: санкхья-йогу и карма-йогу, или буддхи-йогу.
Здесь Он рассказывает о них более подробно: санкхья-йогой, аналитическим
изучением природы духа и материи, занимаются люди, склонные к размышлениям и
стремящиеся познать окружающий мир посредством чувственного опыта и философских
рассуждений, а трансценденталисты второго типа идут путем сознания Кришны,
который был описан в шестьдесят первом стихе второй главы. В тридцать девятом
|
|