|
А. Кашанский
«Поймандр» Гермеса Трисмегиста с комментариями.
Вступление.
Статья будет посвящена подробному разбору древнего трактата «Поймандр», который
приписывается Гермесу Трисмегисту – Триждывеличайшему. Этот текст, по мнению
многих исследователей, был написан в Александрии, вероятно во втором веке до р.
х., а может быть и позже.
Для цветодинамики души этот факт имеет важнейшее значение потому, что
Александрия эпохи эллинизма была местом, где переплелись три древние культуры:
эллинская, иудейская и египетская. Каждая их этих культур выражается в
цветодинамике определённым цветом. иудейская – голубой, эллинская
пурпурно-фиолетовый, а египетская оранжево-жёлтый. Если смешать эти цвета, то
мы получим оттенок близкий к серому. А это значит, что в Александрии, может
быть, впервые в истории, могла возникнуть универсальная, тот есть всеобъемлющая,
метафизика. Это был город, где были сосредоточены и перемешаны высочайшие
достижения культуры, проявления духа, того времени. Ведь именно Александрии
была Великая библиотека. Там семьюдесятью «толковниками» с древнееврейского на
греческий язык была переведена Библия, ставшая канонической Септуагинтой. Я уж
не говорю о том, что, по мнению многих учёных, евангелие от Иоанна тоже было
написано в Александрии. Туда стремились греческие философы и мудрецы.
Александрия в эпоху эллинизма была культурным и духовным центром всего мира, а
это значит, что если где и собралась «критическая масса» действительно
просветлённых людей из разных культур, способных манифестировать религию
«светлой веры», так это именно там. И их общение продолжалось много лет, что
собственно и требуется для манифестации такой веры.
У «Поймандра» интересная судьба. Если его прочитать внимательно, что мы и
сделаем, то легко обнаружить, что содержащиеся в нём основополагающие
установления стали фундаментом, на котором выросли многие учения. Кое-что из
«Поймандра» перекочевало к гностикам (или наоборот?..) и стало основой
богомильской и катарской ересей. Уже в XIX-ХХ веке на фундаменте идей
«Поймандра» (в том числе, конечно) было воздвигнуто здание «теософии». Оттуда
напрямую исходит эзотерическая мудрость, клонируемая в бесчисленных современных
текстах. Сегодня идеи «Поймандра» опосредованно являются базой для создания
откровений в стиле космизма движения «New Age». Но об этом мало кто знает. А
вот о том, что Гермес Трисмегист был основателем астрологии и алхимии – знают
многие. Так ли это? А точнее, можно ли и нужно ли «Поймандр» считать
теоретическим обоснованием астрологии и алхимии? Попробуем ответить на этот
вопрос.
«Высокий герметизм», основывающийся на «Поймандре», забыт, хотя в своё время он
был союзником, а потом и конкурентом христианства (прежде всего, в
Александрии). А вот «низкий герметизм», основанный на герметических апокрифах,
находится в основе оккультных наук, забыт не был. Он пышно расцвёл в эпоху
средневековья, и продолжает жить и здравствовать и теперь.
Для цветодинамики души «Поймандр» представляет огромную ценность, потому что
этот трактат – исторически первая попытка манифестации универсальной
метафизики единого человечества, объединённого образом Человека. И для
цветодинамики не важно, кто был Гермес Трисмегист, которому приписывается
авторство «Поймандра», и был ли он вообще. Если следовать древней традиции и
признать, что Гермес Трисмегист является египетским богом Тотом (по
совместительству), а сам явился в Египет в образе человека из Атлантиды,
принеся египтянам знания, что ж – путь будет так. Мы ничего не имеем против
этого. Истинные знания – вечные, и могли прибыть на Землю даже и из Космоса.
Для нас важно, основываясь на «Поймандре», написанном, вероятно, не раньше
первого века до Р.Х., попытаться воссоздать герметическую картину мира и
человека для того, чтобы сопоставить её с соответствующими картинами, которые
обрисовывают нам мировые религии. Если картина мира Гермеса Трисмегиста
является универсальной, то она в существенных деталях должна не противоречить
им, а вмещать их в себя.
Читателю надо набраться терпения, чтобы получить ответы на поставленные автором
вопросы, потому что сначала нам всё же придётся прочитать «Поймандр» Гермеса
Триждывеличайшего и выслушать авторские комментарии текста.
ПОЙМАНДР* ГЕРМЕСА ТРИЖДЫВЕЛИЧАЙШЕГО
*Перевод, используемый для комментариев, взят из книги «Гермес Трисмегист и
герметическая традиция Востока и Запада» (составитель К. Богуцкий). Он
выполнен в основном с французского языка по изданию A.-J. Festugiere (и A. D.
Nock), "Corpus Hermeticum", Paris, "Les Belles Lettres", 1945-1954, в 4-х тт. и
сверен с древнегреческим и латинским текстами по тому же изданию и по изданию W.
Scott, закончено A.S. Ferguson, "Hermetica", Oxford, 1924 -1932, в 4-х тт.
Особенно важные и сомнительные фрагменты переведены с древнегреческого или
латинского языков и сверены с французским и английским переводами по тем же
изданиям, а также по изданиям L. Menard, "Hermes Trismegiste Traduction
comple
|
|