|
означно говорится о том, что Человек (с большой буквы), то
есть небесный Человек, ставший прообразом творения Природы – земного человека,
рождён (не создан) от Света, то есть от Бога, и Гермес, поняв это, обращается
здесь к Поймандру: «О мой Ум». То есть каждый человек – сын Божий по своей
идеальной сущности, ведь душа и ум приходят в него от Бога, они не творения
природы, а плоды и порождения Бога. И это надо твёрдо помнить, чтобы вернуться
к Отцу своему Небесному, который и есть Жизнь («Я – есть»). Ну а путь спасения
– это не вера, а познание! Поймандр прямо говорит: «И если ты знаешь, что ты
вышел из жизни и света, и что ты из них создан, ты вернешься к жизни». Отсюда
происходит вся гностическая традиция, и знаменитое теософское: «Нет религии
выше истины», и многое-многое другое, что борется с религиозной верой и часто
одерживает победу. Теперь осталось получить ответ на вопрос о всеобщности
принципов спасения. И Поймандр не замедлил сделать разъяснение.
22) – Значит, не все люди наделены умом? (Менар: Правдивые слова, – сказал он.)
Думай о том, что ты говоришь. Я, Ум, присутствую у святых, благих, чистых,
милосердных, у тех, кто живет благочестиво. Мое могущество для них помощь, и им
сразу становится ведомо все сущее, и они призывают Отца с любовью, и посвящают
Ему благочестивые деяния, прославления и похвалы, должные Ему, с сыновней
любовью. И даже перед тем, как покинуть тело в момент смерти, им присущей, они
презирают ощущения, чьи дела они знают; или, скорее, я, Ум, не позволю
свершиться делам плоти; как стражник, я закрою дверь на пути дел дурных и
постыдных, устраняя сами мысли о них.
Поймандр он же Ум-Бог четко и ясно говорит, где он присутствует, и где его нет.
Людям, которым доступен Ум-Свет, непосредственно дана Истина. Об этом
говорилось в нашей первой лекции. Если есть трансцендентное видение – есть и Ум,
нет трансцендентного видения – нет Ума… И этого видения есть мера, которая и
определяется душой. А чем же ещё?
23) Что же касается неразумных, порочных и злых, завистливых и алчных, убийц и
безбожников, я далек от них и предоставляю их демону-мстителю, который,
применяя к заслужившему это Человеку огненную иглу, изливает в его органы
чувств всепроникающий огонь, все больше и больше толкает его (Человека) на зло,
дабы усугубить его наказание, и непрерывно разжигает его страсти ненасытными
желаниями, питает их, невидимый враг, и раздувает в грешнике неугасимое пламя,
поглощающее его.
Здесь с такой же предельной ясностью говорится о тех, от кого далёк Ум-Бог-Свет.
Не отсутствует вовсе, а именно далёк, и о том, каково будет наказание. Здесь
же появляется демон-мститель, с огненной иглой, изливающий в органы чувств
огонь, который толкает человека к гибели всё больше и больше. Итак, демон
мститель, наказующий людей, отвернувшихся от Бога, всё же есть, и он казнит их
огнём. А кто он этот «демон-мститель»? Кто у нас властелин огня, исходящего от
Природы, ставший причиной того, что человек возжелал Природы? Не трудно
догадаться. Конечно, это тот самый Демиург, «кто властвует над огнём» и над
могуществом которого решил возвыситься идеальный Человек?! Как ему теперь не
мстить человеку земному! Нашлась и отправленному в отставку Демиургу на Земле
работа. Получается, если кого Бог хочет наказать, он лишает разума (ума) и,
допускает сатану впрыснуть человеку в жилы огоньку – адреналину-тестостерону.
Исход известен «воспламенение духа» – и на борьбу-войну… Демиург уже отстранен
от процесса творения и управления, но властелином огня он остался, и теперь
использует свою власть во вред людям неразумным. К неразумным людям относятся
те, кто не в состоянии познать самого себя.
24) – Ты обучил меня всему, – сказал я, – как я и желал, о Ум; но просвети меня
еще в том, каким образом происходит вознесение.
– Сначала, – сказал Поймандр, – разложение материального тела предоставляет его
составляющие для преобразований; видимая форма исчезает, моральный характер
(Фестюжьер: я (разум), теряя свою силу, отдается демону, ощущения возвращаются
к своим источникам и становятся их частью, снова смешиваясь с энергиями.
Отвращение и вожделение(*14) возвращаются в бессловесную Природу.
Любящий и бесконечно терпеливый Бог не закрыл для человека путь к себе, но этот
путь от Земли на Небо долог. С телом, сотворённым из земли и воды, всё просто,
оно используется для преобразований в другие вещи, туда же возвращаются
отвращение и вожделение – природные рефлексы. Разум (не ум!) отдаётся демону.
На этот момент обращаем особое внимание, то есть способность к логическому
мышлению, которая, по-видимому, и есть разум-рассудок, Богу не нужна. Что же
остаётся-то от человека? Об этом – далее.
25) Далее Человек возносится через строение кругов, оставляя в первом из них
способность расти и уменьшаться; во втором - лишается своей силы источник злобы
и коварства; в третьем – обессиливается наваждение похоти; в четвертом
тщеславие власти; в пятом - безбожное высокомерие и дерзость; в шестом исчезает
привязанность к богатству; в седьмом - лукавая ложь.
Человек (здесь написано с большой буквы, значит, речь идёт об его идеальной
|
|