Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Инноватика :: А.А ПОСКРЯКОВ :: ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 11
 <<-
 
овека с психическими 
отклонениями. В связи с этим существуют как бы две точки зрения: талант – это 
максимальное здоровье, и талант – это болезнь.
   Традиционно вторую точку зрения связывают с именем итальянского психиатра, 
родоначальника антропологического направления в криминологии Чезаре Ломброзо 
(1835-1909), который, хотя и никогда не утверждал о том, что существует прямая 
зависимость гениальности и безумия, вместе с тем приводил примеры именно в 
пользу этой гипотезы: он считал, что седина и облысение, худоба тела, плохая 
мускульная и половая деятельность, свойственная всем помешанным, очень часто 
встречается и у великих мыслителей. Кроме того, мыслителям, наряду с 
помешанными, свойственны, как он полагал, постоянное переполнение мозга кровью, 
сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням 
мозга и слабая чувствительность к голоду и холоду.
   Чезаре Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, 
равнодушных к своим семейным и общественным обязанностям. Среди них 
непропорционально много наркоманов и пьяниц, - считает он. Гениальный человек 
всегда болезненно чувствителен, плохо переносит колебания погоды. У него часто 
наблюдаются резкие спады и подъёмы творческой активности. Вывод: гений и 
безумие могут совмещаться в одном человеке. 
   Таким образом, большинство авторов выделяют следующие личностные черты 
творцов-инноваторов:
1) независимость: когда личностные стандарты важнее стандартов группы, когда 
налицо нонконформизм оценок и суждений;
2) открытость ума: готовность охотно поверить своим и чужим фантазиям;
3) высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, 
конструктивная активность в этих ситуациях;
4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте как к совершенно 
немотивированному удовольствию;
5) часто в этом ряду упоминают также уверенность в своих творческих 
способностях, в своей одаренности и силу характера, а также 
6) смешанные черты женственности и мужественности в поведении, что отмечают не 
только психоаналитики, но и генетики.
   Возможно, к этим типичным чертам творцов-инноваторов следует добавить и 
такую характеристику как отсутствие прямых меркантильных интересов в 
исследовательской деятельности.1 В конечном счете, мерой интеллектуальной 
активности служит интеллектуальная инициатива, понимаемая именно как 
продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не 
обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной оценкой 
работы2.  
   Нужно сказать, что психологи и акмеологи, занимающиеся исследованиями 
проблем творчества, отмечают одновременное сочетание подобных характеристик 
лишь у весьма незначительного числа представителей относительно гомогенных 
(профессиональных, демографических, поло-возрастных, образовательных, 
национально-культурных или конфессионально-этнических) творческих групп. Как 
правило, доля таких творцов в общей численности группы не выше 10-12%.
   Одной из важнейших задач по повышению эффективности инновационной 
деятельности считается задача формирования творческих групп, состоящих из 
высококвалифицированных специалистов, которые, вместе с тем, обладали бы 
необходимыми и достаточными для эффективной продуктивной работы 
психологическими качествами.
   Многоплановость функций, выполняемых инновационной командой (ее оптимальная 
численность составляет примерно 8 - 12 человек, ибо в более многочисленных 
группах, как правило, возникают непродуктивные социально-психологические 
напряжения, ведущие к внутригрупповым конфликтам), предполагает наличие в ней, 
по крайней мере, трех категорий сотрудников-партнеров. 
   К первой группе относятся генераторы идей, способные проявлять творческую 
инициативу, выдвигать оригинальные идеи. 
   Вторую группу составляют инноваторы-менеджеры, способные управлять 
инновацией как процессом. Именно они должны принимать решения в условиях 
неопределенности, идти на финансовый и предпринимательский риск, уметь 
преодолевать организационные и психологические трудности. 
   Третью, наиболее многочисленную группу в инновационной команде, составляют 
квалифицированные работники («периферия»), обеспечивающие так называемую 
систему поддержки. Именно эта группа занимается информационным обеспечением, 
анализом внешней среды и внутренних возможностей, осуществляет практическую 
реализацию инноваций. 
   Акмеограмма каждого члена инновационной команды (во всех трех группах, но с 
разными акцентами) строится на соответствии его индивидуальных психологических 
особенностей некоему набору необходимых для эффективной инновационной 
деятельности качеств. «Джентльменский набор» таких качеств для инноватора 
включает в себя следующий универсально-целостный комплекс: 1) интеллект; 2) 
лидерство; 3) инициативность; 4) коммуникабельность; 5) ответственность; 6) 
организаторские способности; 7) решительность. Интенсивность проявления каждого 
из этих качеств может быть измерена с помощью психологических тестов. 
   Исследовательская практика показывает, что наиболее валидной (надежной, т.е. 
измеряющей интенсивность проявления именно изучаемых характеристик) методикой 
психологического тестирования по данным качествам является 16-факторный 
опросник личности Р.Б. Кеттела. 
   Этот тест, во-первых,  наиболее полно диагностирует именно интеллектуальные 
особенности (по Кеттелу, это блок конституционных факторов: «интеллект», 
«практичность – развитое воображение», «консерватизм – радикализм»). 
   Примеры полярных инновационных (контринновационных) психотипов (ак
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 11
 <<-