|
ники и раньше), и их все больше, и это — самое значимое событие
нашего века. И я все больше стал заниматься не общей детской антропологией, а
этими новыми детьми, которых я назвал звездными — вы еще увидите, почему.
Писать о них казалось мне самым важным, ведь многие педагоги, психологи и
психиатры (антропософски настроенные — не исключение) не только не замечают, с
чем они имеют дело, когда сталкиваются с «трудными» детьми, но иногда и не
хотят замечать. Между тем было изобретено более 70 названий для этой категории
детей. Довольно часто на такого ребенка, трудного для воспитателей,
воздействовали медикаментами, как в случае поражения мозга. Но медикаменты лишь
устраняют симптомы и одновременно губят те возможности и стремления, которыми
ребенок обладает. Разумеется, не каждый трудный ребенок — дитя звезд, но таких,
наверное, все же большинство.
Таким образом, центр тяжести в моей работе переместился на звездных детей,
причем я должен заметить: это только первая попытка. Исследование нуждается в
продолжении, и оно будет продолжаться. Хеннингу Кёлеру я обязан подтверждением
изложенных здесь взглядов на основании его огромного опыта работы с проблемными
детьми.
Чтобы понятно описать духовно-душевную сущность звездных детей, необходимо
для начала обратиться к духовной антропологии детей в общем.
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование сознания маленьких детей не может быть основано на одном
только наблюдении их поведения. Наблюдение всегда проходит через сознание
сложившегося взрослого человека, причем решающую роль играет имеющийся в его
распоряжении понятийный аппарат. Но понятия взрослого количественно и
качественно отличаются от проявлений «понятийности» ребенка, которая определяет
его поведение в такой же степени, в какой понятия взрослого человека определяют
его наблюдения. Если взрослый не знает — хотя бы в общих чертах, — как устроена
душа ребенка, он может неверно интерпретировать его поведение (объект своих
наблюдений), он уже «видит» не то, что есть, ибо то, что он видит, в
значительной степени определяется тем, кто смотрит и как это интерпретируется.
Путь и метод духовного исследования прост, но и требует очень многого. Он
состоит в бесконечно усиленной концентрации сначала мыслящего/представляющего
внимания, затем чувствующего внимания, и наконец волевого внимания, причем
мышление, чувство и воля проникают друг в друга с самого начала и непрерывно
переходят друг в друга — постепенно и в указанной последовательности.
Концентрация постепенно приводит нас к моменту переживания сиюминутного
настоящего, которое никак иначе не может быть нами испытано, так как этот
момент присутствия духа — как и момент постижения — краток, как вспышка молнии.
Продлевая эту вспышку, мы ощущаем, как наше внимание вливается в тему
концентрации (образ или мысль), чтобы эту тему произвести и удержать. Ибо наша
духовная сущность — это внимание6. Мы испытываем нашу идентичность с темой.
Этот опыт освобожден от всех знаков, от всех слов, это чистое То, что мы суть,
чем мы стали в смысле длящегося становления. Мы и есть значение нашей темы или
становимся ею — не знаком темы, не ее видимой формой. С этого и начинаются
непрерывные преображения в опыте. С одной стороны, мы ощущаем нашу вечно
бодрствующую духовную самость как некий опыт «Я есмь», причем это «Я есмь» не
нуждается в противопоставлении чему-то внешнему. Напротив, повседневное,
обыденное «Я» может ощущать себя, только будучи противопоставлено чему-то
другому и воспринято этим другим. Во-вторых, претерпевает непрерывное
последующее становление и сама тема. В ходе дальнейших упражнений, путем
усиления потока внимания все время изменяются оба вида событий. «Я есмь»
переходит от беспонятийного, интуитивного мышления к познающему ощущению, а
затем в познающую волю. Наряду с этим и тема становится ощущением,
«идеей-чувством», а позже формой воли. Во всем, что имеет форму, живет
формирующая воля.
Эти качественные изменения опыта соответствуют различным фазам в детском
мировосприятии, но в самосознающей форме. Концентрируя свое внимание и
медитируя, мы можем узнать, что переживает маленький ребенок, вернуть
способность сопереживания, которую потеряли по мере взросления7.
ПРАКТИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для ЧИТАТЕЛЯ
Полное «содержание» этой книги может раскрыть только сам читатель,
собственным осмыслением и медитацией. В тексте присутствуют темы для
«размышления» и «медитации». Первые — это мысли, которые можно продолжить,
додумать, углубить. Вторые — постулаты. Прежде, чем вникать в них, их можно и
нужно поставить под вопрос.
Медитация состоит в сосредоточении на каком-то утверждении, на его бессловесном,
сверхречевом смысле, на его силе, про которую можно даже сказать, что это его
«солнце», ибо она должна присутствовать в нем прежде, чем формулировка, слова и
грамматические формы. Она находит сознание посредством солнца. При такой
безмолвной концентрации на смысле утверждения, смысл становится прозрачным, и
за ним может вспыхнуть новый. Намеренное сконцентрированное внимание внезапно
опустошается и превращается в воспринимающее. Благодаря этому и возможно
появление следующего, очередного, нового значения. Медитация, таким образом,
может быть и тренингом для интуитивного сознания, и методом исследования.
1.
Феноменологическая антропология детей
Что ЗНАЧИТ «ДУХОВНЫЙ» и «ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО»?
Когда мы рождаемся, наше духовное существо соединяется с наследственной
телесностью. Так говорят многие л
|
|