|
ься с другим
богом или получить иное имя. Так, фольклорная мифология пророка Ильи
содержит много черт, характерных для бога бури, и это подтверждает тот факт,
что в момент христианизации Дакии Гебелейзис был достаточно влиятелен,
независимо от имени, под которым он выступал в ту эпоху.
Можно также предположить, .что религиозный синкретизм, поддержанный
первосвященником и классом священнослужителей, привел к смешению Залмоксиса
с Гебелейзисом. Как бы там ни было, важно помнить, что дакийские алтари в
Сармизегетузе и Костештах не имели навеса, а на большом круглом алтаре в
Сармизегетузе доминирует небесная символика. Кроме того, "каменное солнце"
священной стены в Сармизегетузе подтверждает уранический, солнечный характер
гето-дакской религии в римский период. Мы не знаем, какой бог, или боги,
почитались в этих святильниках, но поскольку античные авторы говорят только
о Залмоксисе, можно предположить, что в римский период существовал
синкретизм Залмоксис-Гебелейзис. Если, как мы и предполагаем, Гебелейзис был
древним небесным богом гето-даков, покровителем аристократов и воинов,
"tarabos-tes" (в этом имени есть элемент - bostes , он индоевропейского
корня bho-s, "сияющий, светлый"), а Залмоксис - богом мистерий и учителем
инициации, способным наделять бессмертием, - то синкретизм этих двух богов
возник усилиями священнослужителей.
ЗАЛМОКСИС И СВЯЩЕННИКИ-ЦЕЛИТЕЛИ ,
Мы располагаем лишь немногими свидетельствами о гето-дакских
священниках и целителях-магах, среди которых очень важное место занимает
сообщение Платона. В диалоге "Кармид" Сократ описывает свою встречу с одним
из знахарей "фракийского правителя Залмоксиса, владеющего мастерством
наделять бессмертием", и сообщает: "Этот фракийский врач поведал о том, чему
он научился от своего правителя, который был богом. Залмоксис, сообщил врач,
учит, что не следует лечить глаза, не вылечив голову, а голову - не обратив
внимание на тело, а тело - не оздоровив душу. Поэтому, заключил фракийский
лекарь, средство от многих болезней неведомо греческим целителям, поскольку
они не обращают внимание на организм в целом". За литературным клише
"мудрости варваров", превосходящих ученостью греков, скрывается доктрина,
аналогичная интерализму Гиппократа. Не будем забывать о том, что репутация
гето-дакских врачей была очень высокой и поддерживалась на протяжении веков.
Платон сообщает ряд ценных подробностей: так Залмоксис, придававший
особую важность "душе", был одновременно правителем, целителем и богом;
наличие функциональной зависимости между здоровьем, основанным на "тотальной
методике", при которой душа играет решающую роль, и обретением бессмертия. В
той мере, в какой эти сведения, при всей их неизбежной фабуляции, отражают
подлинную информацию о "мудрости гетов", они подтверждают и дополняют
свидетельство Геродота: а именно то, что Залмоксис был богом-целителем,
занятым в первую очередь душой человека и его судьбой.
Платон вводит новый элемент: Залмоксис одновременно бог и правитель.
Эта традиция засвидетельствована и в других фракийских регионах: Ресус,
правитель и священник, был почитаем как бог инициации в свои мистерии. Здесь
можно выделить три существенных момента в единой религиозной системе, чьи
корни, возможно, уходят в предысторию индоевропейцев: 1) идентификация,
уподобление или смешение бога, первосвященника и правителя; 2) тенденция к
"обожествлению" правителей; 3) важность первосвященника, чья власть, в
принципе, меньшая, чем у правителя, иногда оказывается доминирующей.
Классический пример первого элемента историко-религиозной системы гето-даков
дал нам Страбон. Что касается "обожествления" правителей, то это слишком
сложный феномен, чтобы его здесь рассматривать. Достаточно будет вспомнить о
некоторых кельтских параллелях. Согласно Тациту, Мариккус, правитель племени
Быков, был прозван "богом", так же как и Конхобар, правитель Ульстера,
носивший титул dia talmaide. Известны и другие кельтские правители, носившие
имена богов. Наконец, важность первосвященника и его политическая и
социальная значимость вообще характерны для фрако-фригийцсв и кельтов (друид
часто считался выше самого правителя). Впрочем, такое же положение было
засвидетельствовано и в древней Греции, определенно оно существовало и в
индоевропейской протоистории.
ЗАЛМОКСИС И ДЕЦЕНЕЙ
Отношения между богом, правителем и первосвященником подробно
рассмотрены у Страбона, который, как известно, следует за Посейдонисом. По
мнению автора "Географии", Залмоксис был рабом Пифагора, у которого он
обучался "некоторым небесным наукам". Залмоксис путешествовал в Египет и
узнал "какие-то вещи" у египтян. Вернувшись на родину, Залмоксис пользовался
успехом у местной элиты и у народа, потому как "умел различать в людях
небесные знаки". Залмоксису удалось убедить правителя, чтобы тот взял его в
советники, поскольку он умел передавать желания богов. Хотя поначалу
Залмоксиса объявили лишь "священнослужителем самого почитаемого из местных
богов", впоследствии Залмоксис добился, чтобы его самого "признали богом".
Он уединился в недоступной пещере, где провел долгое время, лишь изредка
встречаясь с правителем и своими слугами. Правитель, убедившись, что ему
стали подчиняться с большим рвением, чем раньше, поскольку считали, что
отныне он отдаст приказания по наставлению богов, стал оказывать Залмоксису
всяческую поддержку. Этот обычай сохранился до наших дней: всегда находится
человек, помогающий п
|
|