|
ще". Эпифания бога находит
ритуальное соответствие в восстановлении прямых связей ("личные пожелания")
между Залмоксисом и его верующими. Жертвоприношение посланники является
символическим ритульным повторением главного события культа; иными словами,
реактуализируется эпифания Залмоксиса после трех лет оккультации, призванная
обеспечить бессмертие и благодать души. Не следует, однако, забывать, что
ритуальный сценарий в изложении Геродота явно фрагментарен.
ГЕБЕЛЕЙЗИС
При первом упоминании имени Залмоксиса Геродот поясняет: "Некоторые из
них (гетов) называют это божество (даймои) Гебелейзисом". Это единственный
случай, когда имя Гебелейзиса попало в литературу. Ни один автор не говорил
о нем после Геродота. Уже Томашек усмотрел в имени Гебелейзиса параллель с
южно-фракийским богом Збелсурдосом (Збелтиурдосом). Вполне вероятно, что
исходная гетская форма этого имени была Зебелейзис. Томашек также
идентифицировал в имени Збелсурдос тему z(i) bel и индоевропейский корень
g'heib "свет, молния ". Вторая часть имени, - surdos, может восходить к
корню suer, "мычать, выть". Таким образом, Збелсурдос, как и Zebeleizis
(Gebeleizis) мог быть богом бури, сравнимым с Донаром, Таранисом,
Перкунасом, Перуном и Парьянийя.
Исходя из сообщения Геродота, Кретчмер попытался этимологически связать
Залмоксиса с Гебелейзисом на основе эквивалентности тем Zemele/gebele, что
предполагает эквивалентность основ Zamol и gebele. Кретчмер видит в
Гебелейзисе фракийское имя, а в Залмоксисе - скифско-фракийское имя-гибрид
одного и того же бога. Этимология Кретчмера была отвергнута Руссу и другими
учеными, однако нельзя отрицать, что она дает объяснение свидетельства
Геродота о том, что геты верили в единого бога, называемого одними
Залмоксисом, а другими Гебелейзисом. Выдающийся археолог Василе Пырван также
не сомневался в верности сообщения Геродота, а Жан Коман даже говорил о
дако-гетском монотеизме. В самом деле, после сообщения о жертвоприношении
посланника к Залмоксису, Геродот пишет: "Когда гремит гром и сверкает
молния, фракийцы пускают в небо стрелы из лука и угрожают богу, потому что
не признают никого другого, кроме своего бога".
Этот, к большому сожалению, туманный фрагмент породил долгие дискуссии.
К. Дайкович понимает его следующим образом: "Когда гремит гром и сверкает
молния, фракийцы стреляют из лука в небо, угрожая богу, поскольку они верят,
что тот, кто гремит и запускает молнии, - не кто иной, как их собственный
бог", то есть Гебелейзис.
Вопреки свидетельству Геродота (переданному, увы, с удивительной
грамматической и стилистической небрежностью), трудно рассматривать
Залмоксиса и Гебелейзиса как одного и того же бога. Их структуры различны,
их культы вообще никак не пересекаются. Гебелейзис - бог бури или, что более
вероятно, древний бог неба (если согласиться с мнением Вальде-Покорни и
Дечева, которые выводят его имя из индо-свропейского корня guer "сиять").
Единственный известный нам ритуал - стрельба из лука во время бури -
встречается и у таких примитивных племен, как семарги па Маллаке или у
юракаре в Боливии. Однако смысл подобного ритуала не у всех одинаков. На
самом архаичном уровне, где этот ритуал засвидетельствован, - у юракаре,
семангов и сакаев - стрельба из лука призвана запугать бога бури. В Азии
пытаются вселить страх не в богов неба или атмосферы, а в демонов, которых
считают виновными в возникновении бури. Так же и в древнем Китае во время
затмений пускали стрелы в небесного Волка, чтобы воссоздать ритуальную
ситуацию и восстановить порядок в мире, завоеванном тьмой. Сохранились
изображения на памятниках Митры, пускающего стрелы в тучи. Так же поступал и
Индра. Подобный обычай зафиксирован и у каунийцсв, отголоски его мы находим
в современной Болгарии.
Принимая во внимание эти параллели, мы вынуждены усомниться в
правильности понимания Геродотом смысла описанных событий. Вполне вероятно,
что фракийцы угрожали не богу (Гебелейзису), а демоническим силам, нагнавшим
тучи. Иными словами, речь идет о положительном культовом акте: запуская
стрелы в демонов тьмы, геты помогали своему богу.
В любом случае приходится признать, что мы не в состоянии восстановить
структуру, функцию и "историю" Гебелейзиса, основываясь лишь на этимологии и
на единственном документальном свидетельстве. Тот факт, что Гебелейзис
больше не упоминался после Геродота, вовсе не означает исчезновение культа.
Можно сожалеть по поводу скудности информации, однако не следует упускать из
вида и то, что в целом сведения о религиозной практике и идеях гето-даков
фрагментарны и неточны. Немногочисленные свидетельства, дошедшие до нас от
античных авторов, относятся лишь к тем или иным религиозным аспектам, не
проливая свет на целое, так что нам остается лишь догадываться об остальном.
Возвращаясь к Гебелейзису и памятуя об общей судьбе богов неба и бури,
мы можем предложить несколько гипотез, дабы объяснить молчание историков.
Скорее всего, Гебелейзис прошел хорошо известную в истории религий эволюцию:
из небесного бога типа Дьяуса он превратился в бога бури, а затем в бога
плодородия как Зевс или Баал.
В самом деле, за редкими исключениями, бог неба становился deus otiosus
и, в конце концов, исчезал из культа, если только его не "реактуализировали"
в образе бога бури, что,
видимо, и произошло с Гебелейзисом. А поскольку боги бури играют важную
роль как у индоевропейцев, так и в азиатских и средиземноморских религиях,
то нет оснований предполагать, что Гебелейзис исчез. Он мог сли
|
|