Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Вернадский Георгий Владимирович :: Монгольское иго в русской истории
<<-[Весь Текст]
Страница: из 5
  
 
дались вышесказанные предположения о переходе сарайских ханов в 
Православие, ясно, что быстрее переменились бы роли Москвы и Сарая и в 
церковном отношении. Митрополия всея Руси, утратив Киевские корни, укрепилась 
бы окончательно не в Москве, а в Сарае. Сохранились кое-какие исторические 
следы притязаний Сарайского епископа на внушительную роль в русской церковной 
жизни. Сарайский епископ постоянно настаивал на расширении своей власти в 
сторону русских земель. В течение второй половины XIII и первой половины XIV 
века шли постоянные споры за пограничные приходы рязанской земли (по верховьям 
Дона) между владыками Сарайскими и Рязанскими. Митрополит Феогност решил спор в 
пользу Сарая, и с тех пор Сарайский владыка стал именоваться "Сарайским (позже 
Сарским) и Подонским", даже когда спорные приходы отошли снова к Рязани. Один 
из Сарайских епископов Измаил питал какие-то замыслы против самого Московского 
митрополита, так что митрополит Московский Петр (позже причисленный к лику 
святых) лишил Измаила сана и епархии (1312). Притязания Сарайского владыки в 
действительности не осуществились. Центр православной государственности 
укрепился в Москве, а не в Сарае. Церковно-политическое значение Сарая падало 
вместе с падением силы Золотой Орды и, наконец, пало окончательно. В середине 
XV века Сарайский епископ Вассиан перенес свою кафедру в Москву, поселившись в 
Крутицах, которые уже с конца XIII века служили подворьем сарайских епископов в 
Москве. Сарайский епископ превратился в епископа (затем митрополита) Крутицкого.
 Крутицкий митрополит, викарий и правая рука Патриарха Московского и всея Руси, 
представляет собою, таким образом, исторический пережиток глубокого значения. 
Крутицкий митрополит, викарий Московского Патриарха, есть напоминание о не 
осуществившейся исторической возможности - патриархе Сарайском, для которого 
святитель Московский был бы наоборот викарием. Крутицкий митрополит - глубокий 
символ монгольского влияния на развитие русской культуры. 



--------------------------------------------------------------------------------

Примечания:
(1) Работа эта была опубликована через несколько лет. Она принадлежала перу 
известного ориенталиста Гаммера-Пурготаля (Geschichte der Goldenen Horde 1840). 

(2) Здесь нужно отметить выдающуюся роль нашей духовной миссии в Пекине (о.
Иакинф Бичурин в первой половине XIX века, о.Палладий Кафаров во второй 
половине). 
(3) После смерти болгарского царя Ивана Асеня II (1241) Болгария признала 
власть монголов и в течение ряда лет платила дань ханам Золотой Орды. В 
Болгарии в 1242 году Батый устраивал смотр своим войскам после Венгерского 
похода и Далматинского рейда. Позже Болгария находилась в зависимости от хана 
Ногая (узурпатора-правителя орды на юге России); в 1292 году и Сербия признала 
власть Ногая. Вполне возможно, что тырновские болгарские цари признавали 
верховную власть Кипчацких ханов до самого турецкого завоевания. 
(4) Интересен, например, поход ростовских и ярославских князей с царем 
Могу-Тимуром в Дагестан на ясский град Дадаков (1277-1278). 
(5) Хотя между собою отдельные монгольские государи часто упорно враждовали, 
как например персидский Хулагу и Джучид Берке. 
(6) То же значение имеет образование Татарского Казанского царства на месте 
государства волжских Болгар. 
(7) Легко представить себе, какое решающее значение в русских исторических 
судьбах имело бы, если бы литовские князья прочно приняли Православие, а не 
латинство. 
(8) См. об этом в IV книжке "Временника" в моей статье о св.Александре Невском. 

(9) Сартак умер в 652 году по мусульманскому летоисчислению (1254-1255г. от 
Рождества Христова). 
(10) По другому известию (Абуль-фарфджа) Сартак посвящен был даже в диаконы. 
(11) Узбек женат был на византийской царевне, получившей имя Байлунь. 
Одновременно Узбек поддерживал хорошие отношения и с Римом. 
(12) Кафедра еще долго считалась в Киеве. 
(13) Можно думать, что об учреждении Сарайской епархии хлопотал и вел. князь 
Александр Ярославич (Невский). 
"Евразийский временник", книга V, Париж, 1927 год, с. 153-16  



    
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 5