|
ки - индусов, китайцев, японцев, монголов, турок, негров. Картину столь же
непохожую на романо-германскую гегемонию XX-XIX веков, мы находим в прошлом.
Так называемое, "падение римской империи" есть соприкосновение
средиземноморского греко-римско-сирийского и европейско-арабского мира с миром
среднеазиатских и южнорусских кочевников. Кажущийся "регресс" материальной
культуры Средиземноморского мира был, с другой стороны глядя, "прогрессом" -
грандиозным раздвиганием культурно-исторических и культурно-географических
рамок. Кочевники, шедшие волнами друг за другом из черноморских степей, из
глубин континента, оказывались часто посредниками между цивилизацией и
культурою средиземноморскою и дальнеазиатскою (китайскою и индусскою), не
говоря о том, что сами кочевники несли с собою совершенно новую культуру,
например, в области искусства. Материальная культура "римской империи"
оказалась бессильна перед напором культуры новых народов-"варваров". Но
духовный подъем средневекового мира, связанный с новой религией - христианством,
в значительной степени совладал с разбушевавшимися историческими стихиями.
Церковь была связующим началом между миром средиземноморским и миром
"варварским". Через церковь многие элементы "варварской" цивилизации проникли в
жизнь народов, подчиненных ранее римскому мечу. С другой стороны, церковь
захватывала в черту своего влияния и своей организации новые "варварские
народы". Все дальше на восток двигался центр церковного влияния. Первый
церковный "Рим" был в старом средиземноморском Риме. Второй, Новый Рим, был уже
на рубеже Европы и Азии, на Босфоре, в Византии. Третий Рим был еще дальше на
восток в недрах восточной, монгольской, Руси - в Москве. Царьград, он же
Константинополь, Византия тоже был центр Православия в Средние Века. В разные
стороны от этого центра, по мере уменьшения его влияния, распространялись
боковые (со всемирной для Средневековой истории точки зрения) ветви
христианства: на Западе, в мире германо-романской Европы - латинство; на
Востоке, в мире Иранской Азии и турецкой и монгольской степи - несторианство.
Вся история Византийского царства проникнута взаимоотношениями со степным
Востоком. Теми же отношениями окрашены ранние века русской истории, ее
"домонгольский период" - Киевская Русь. Печенеги, Половцы, Торки, Верендеи,
Черные Клобуки - все эти, по преимуществу, турецкие народы южнорусских степей
входили в постоянное соприкосновение с миром греческим и русским, то враждовали
и воевали с Царьградом и Русью, то в отдельных частях и в разных комбинациях
вступали с ними в союзные и дружественные отношения. Русская цивилизация и
культура постепенно пропитывалась началами, с одной стороны, византийской (то
есть греко-восточной) цивилизации и культуры, с другой - цивилизации и культуры
степных кочевников, перенимая от них одежду и оружие, песнь и сказку, воинский
строй и образ мыслей. С этой точки зрения, монгольское нашествие XIII века не
было чем-то принципиально новым. Это была такая же глубинно-материковая волна,
только волна необычайной силы и невиданной ранее степени напряжения. Притом эта
волна совершенно захлестнула собою русский мир, по крайней мере, восточную его
половину. Этим и создана была новая основа русско-восточных отношений. Началось
политическое подчинение Русской Земли Востоку - "монгольское иго". В нашем
сознании понятие "монгольское иго" связано, прежде всего, с отрывом русской
земли от Европы. Однако, это обстоятельство имело и обратную сторону. Если
"монгольское иго" способствовало отрыву русской земли от Европы (большой вопрос,
насколько глубок был этот отрыв), то с другой стороны, то же "монгольское иго"
поставило русскую землю в теснейшую связь со степным центром и азиатскими
перифериями материка. Русская земля попала в систему мировой империи - империи
монгольской. Мировой характер этой империи как-то недостаточно до сих пор нами
сознается. Мировое значение имела римская империя времен Траяна и историческое
продолжение ее - византийская империя эпохи Юстиниана, а затем эпохи Василия II.
Мировая империя Византии была разрушена крестоносцами-латинянами в 1204 году.
Латинские же средневековые империи - учрежденная Карлом Великим в 800 году
"священная римская империя германской нации" и другая - Константинопольская
империя Балдуина - мирового значения иметь не могли. Империя "германской нации"
имела значение лишь провинциально-европейское. Империя Константинопольская
Латинская не имела и такого значения. Роль Рима и Византии - объединительницы
культур Запада и Востока, культуры земледельческой морской и культуры
кочевнической степной - эта роль в начале XIII века после падения империи
Византийской перешла на империю Монголов. При этом, однако, круг земель и
народов, охваченный монгольской саблей, был значительно шире того, который
очерчен был ранее римским мечом. Римская и, позднее, Византийская империя
построены были на системе средиземноморского очага цивилизации
(земледельческо-морской) и степной культуры кочевников. Монгольская империя
захватила уже два очага цивилизации (земледельческо-морской): с одной стороны,
Китай, с другой - земли, входившие в Византийскую империю (Малая Азия, Кавказ,
Крым, Балканы) (3). При этом произошло перемещение центра тяжести от одного
типа в другой. Византийско-римская империя основана была на
морско-земледельческом типе, и из этой основы вступила в соприкосновение с
типом кочевническим и континентальным. Монгольская империя имела как раз центр
в кочевническом мире, а боковые ветви этой империи - земледельческие очаги
(Китай и М.Азия - Балканы). Русская земля имела ранее культурную связь с одной
мировой империей - Византийской. Политическая гегемония Византии имела, однако,
характер довольно слабой связи (за исключением церковных отношений). Связь эта
совсем расшаталась и ослабла с падением Византии и установлением в
Константинополе латинской империи (1204). В результате монгольского завоевания
русская земля попала в систему другой империи - Монгольской, за исключением
только церковных отношений; в церковном отношении Русь продолжала подчиняться
вселенскому патриарху, который большую часть XIII века пребывал уже не в
Конста
|
|