Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Вернадский Георгий Владимирович :: Два подвига св. Александра Невского
<<-[Весь Текст]
Страница: из 7
 <<-
 
ность и смирение, ибо Творец естества поставил его 
выдающимся и более почетным членом тела". Таков и был по отношению к Востоку 
подвиг св.Александра Невского. По отношению же к Западу это был подвиг не 
сложный, а простой, брань не только невидимая, но также и видимая. Два подвига 
Александра Невского - подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке - 
имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы 
русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного 
царства совершилось на почве, уготованной Александром. Племя Александра 
построило Московскую державу. Когда исполнились времена и сроки, когда Русь 
набрала сил, а Орда, наоборот - измельчала, ослабла и обессилела (13) тогда 
стала уже ненужною Александрова политика подчинения Орде: Православное Царство 
могло быть воздвигнуто прямо и открыто, Православный стяг поднят без опасений. 
Тогда политика Александра Невского естественно должна была превратиться в 
политику Дмитрия Донского. Внутренняя необходимость такого превращения наглядно 
подчеркнута в "Сказании чудес по преставлении блаженного Александра", именно - 
в "чуде о Донской победе". "Яко же въ животе, тако и по преставлении, - 
свидетельствует Сказание, - сей чудный самодержецъ Александръ не оставляетъ, ни 
забываеть свою паству, но всегда въ нощи и во дни снабдевая и заступая отъ 
врагъ видимыхъ и невидимыхъ... Во преименитомъ граде Владимире во обители 
Пречистыя Богородицы честнаго Ея Рождества у честныя раки блаженнаго великаго 
княза Александра во едину отъ нощи (на 8 сент. 1380 г.) пономареви церкви тоя 
спящю въ паперти церковней и виде въ церкви свещи о себе возгоревшася; и два 
старца честна изыдоста отъ святого олтаря и приидоста ко гробу блаженнаго князя 
Александра и глаголаста: О господине Александре, востани и ускори на помощь 
правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу отъ иноплеменникъ. И 
въ часъ святый великий князь Александръ воста изъ гроба и абие со обема старцы 
вскоре невидимы быста". Так, положник подвига смирения по отношению к татарам, 
когда нужно оказалось, взамен смирения подвигся на брань. Исторически, конечно, 
так и было: рать Дмитрия возросла на смирении Александра. Московское Царство в 
значительной степени плод мудрой Александровой политики. Степенная Книга, 
подводя под это Царство духовно-исторические основы, обнаружила глубокое 
понимание истории, когда среди основателей Царства уделила св. Александру 
Невскому такое значительное место в "граняхъ" своего повествования. Александр 
Невский и Даниил Галицкий олицетворяют собою два исконных культурных типа 
истории русской, и даже шире того, мировой (14) : тип "западника" и тип 
"восточника". В XIX веке в русском обществе получило большую известность 
разделение на "западников" и "славянофилов". Это видоизменение тех же основных 
типов. Рознь между западниками и славянофилами в середине XIX века проявлялась 
преимущественно в рамках литературных мнений. Осознание культурных противоречий 
Запада и Востока должно выйти за пределы литературы, должно стать действенным. 
Не одни только литературные мнения, а также деяния, чувства и подвиги прошлого 
должны быть нами по новому поняты и оценены. Яркими маяками двух 
мирочувствований светят нам образы двух русских князей - Даниила Галицкого и 
Александра Невского. Наследием блестящих, но не продуманных, подвигов одного 
было латинское рабство Руси юго-западной. Наследием подвигов другого явилось 
великое Государство Российское. 



--------------------------------------------------------------------------------

Примечания:
(1) Отвечало бы интересной социологической задаче проследить историю этой 
ненависти и страха хотя бы за XVIII -XIX века. Книга Кюстина у меня имеется в 
3-м издании (Paris, 1846). 
(2) La Russie en 1839, par le marquis de Custine. t.1 (1846) p.265. 
(3) Термин "киевский" употребляется здесь не как территориальный, а как 
культурно-хронологический. 
(4) Здесь, как и раньше, имеется в виду Галицко-Волынская летопись в 
Ипатьевском списке (под 1249 и 1250 г.). 
(5) Великий князь Роман Мстиславич (Волынский и Галицкий). 
(6) Переговоры начались еще до подчинения Даниила Батыю при посредстве 
ездившего в Орду от папы монаха Плано-Карпини (1246-1247). 
(7) При этом новыми поселенцами в городах явились большею частью немцы, поляки, 
евреи; последствия сказались в дальнейшем развитии этих городов. 
(8) Пространное - Степенная Книга, 8-я степень. 
(9) В это время Великого Хана вовсе не было. Управляла Империей вдова Огодая 
Туракина. 
(10) Лаврентьевская летопись под 1263 г. 
(11) Доставлена была эта булла Александру ок. 1251 г., к какому времени 
относится и ответ Александра папе, занесенный в житие. 
(12) См. статью М.В.Шахматова в третьей книге "Евразийского временника". 
(13) Роковую роль для турко-монголов сыграл религиозный их раскол - обращение 
западных турко-монголов в мусульманство. 
(14) Мировой - в смысле Старого Света, - Евразии. 
"Евразийский временник", книга IV, Прага, 1925 год, с. 318-337  



    
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 7
 <<-