Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Вернадский Георгий Владимирович :: Два подвига св. Александра Невского
<<-[Весь Текст]
Страница: из 7
 <<-
 
перии. Александру удалось уладить дело благополучно: хан Берке 
удовольствовался его извинениями и новыми изъявлениями покорности. Спасение 
русской земли от нового разорения было последним политическим актом Александра. 
В Орде Александр пробыл почти год. На обратном пути он заболел (в Нижнем 
Новгороде) и в Городце на Волге умер (14 ноября 1263 г.). Перед смертью 
Александр призвал: "вся свои князи и боляре и все чиновники даже и до простыхъ, 
и оть коегождо ихъ прощение просяще, и всемъ имъ тако же прощение подаваше, и 
вей горьце плачущися о разлучении господина своего. Ужасно бе видети, яко въ 
толице множестве народа не обрести человека не испусти слезъ, но вей со 
восклицаниемъ глаголаху: Увы нам, драгий господине нашъ! Уже къ тому не имамы 
видети красоты лица твоего, ни сладкихъ твоихъ словесъ насладитися! Къ кому 
прибегнемъ и кто ны ущедрить? Не имуть бо чада отъ родителю такова блага прияти,
 яко же мы отъ тебе воспримахомъ, сладчайший наш господине!". Митрополит Кирилл 
был во Владимире, когда пришла весть о кончине Александра. Выйдя к народу, 
митрополит объявил: "Уже заиде солнце земли Русския". Потом помолчал, 
прослезился и сказал: "Благоверный великий князь Александръ преставился отъ 
жития сего". "И бысть во всемъ народе плачъ неутешимъ". Деятельность Александра 
определялась не только чисто политическими планами и расчетами. Политика его 
тесно связана была со всеми его нравственно-религиозными понятиями. Вернее 
сказать, в основе его политики лежали принципы религиозно-нравственные. 
Политическая система Александра есть в то же время система 
религиозно-нравственная. Александр Ярославич не только политик и воин: он 
прежде всего глубоко верующий человек и знающий богослов. Когда римский папа 
прислал к Александру двух кардиналов для убеждения в латинской вере, Александр 
- "совещавъ съ мудрецами своими" - составил обстоятельное возражение. "Исписавъ 
къ нему отъ Адама и до потопа, а от потопа и до разделения языкъ и до начала 
Авраама, а отъ Авраама... до Августа кесаря, а отъ Августа царя до Христова 
Рождества и до Страсти и до Воскресения Его, отъ Воскресения же и до Вознесения 
на небеса и до царства Константина Великаго и до Перваго Вселенскаго Собора 
святыхъ отецъ, а отъ Перваго и до Седьмого Собора. Сии вся добре сведаемъ, сия 
суть въ насъ, учения сии целомудрствуемъ, иже во всю землю изы-доша вещания ихъ 
и въ концы вселенныя глаголы их, якоже проповедашеся отъ святыхъ апостолъ 
Христово Евангелие во всемъ мире, по сихъ же и предания святых отец Седми Собор 
Вселенскихъ. И сия вся известно хранимъ, а отъ васъ учения не приемлемъ и 
словесъ вашихъ не слушаемъ". Религиозно-нравственная философия Александра 
Невского была вместе с тем и политическою его философией. В житии Александра 
приводятся два главных основания для его "хождения во Орду". Александр "умысли 
итти во Орду": 1) "подобяся благой ревности благочестиваго си отца" и 2) 
"избавы ради хритианския". Объяснением ко второму мотиву являются слова Батыя: 
"аще мыслиши соблюсти землю твою невредиму, то потщися немедленно прити до 
мене". Что касается первого мотива, житие поясняет его следующим образом: 
"Богомудрый же великий князь Александр разсуди, яко святый отецъ его Ярославъ 
не ради (не заботился) о временном царствии, но шедъ во Орду и тамо положи 
живот свой за благочестие и за вся своя люди и темъ измени (обезпечилъ) себе 
Небесное Царствие". Готовность положить живот свой за люди своя - это то же, 
что иначе выражено словами "избавы ради христианския". Готовность положить 
живот свой "за благочестие" - это вполне отвечает стойкости Александра в 
православной вере и стремлению его - во что бы то ни стало обеспечить 
существование православной церкви. Сложнее смысл слов "не ради о временном 
царствии". Подобными словами в наших летописях выражается обычно мысль о 
готовности властителя без боязни и без колебаний принять в борьбе с врагомъ 
смерть и мученический венец, променяв "временное царствие" на "вечное". (12) Но 
в применении к восточной политике Ярослава и Александра - политике не 
вооруженной борьбы, или восстания, а подчинения и покорности - слова эти должны 
иметь другой оттенок и смысл. Их можно сопоставить опять-таки со словами Батыя: 
"узриши честь и славу царствия моего". То, о чем говорит Батый, - блеск земной 
славы ("временного царствия"): о нем-то и не радел Ярослав. О нем радел зато 
Батый, о нем радел и Даниил Галицкий. Этим внешним блеском и величаньем земного 
царствия и пожертвовал Александр ради глубины понимаемых им истинных основ 
царской власти: "за благочестие и за вся своя люди", "избавы ради христианския".
 "Злее зла честь татарская" была для самолюбия Даниила: Александр принял эту 
честь со смирением. Невыносимо было для Даниила стать подручным ("холопом") - 
татарского хана: Александр перенес и это со смирением. Александр - "побеждая 
везде, а не победимъ николиже (никогда)" - устоял перед искушением - подобно 
Даниилу - путем компромисса с латинским Западом искать себе союзников против 
Востока. Подчинение Александра Орде иначе не может быть оценено, как подвиг 
смирения. Неслучайно в видении Пелгусия в помощь Александру являются именно 
Борис и Глеб - святые смирения, по преимуществу. Недаром и Степенная Книга 
говорит, что "смиренную мудрость" Александр "стяжа паче всехъ человекъ". 
Христианский подвиг не всегда есть мученичество внешнее, а иногда, наоборот, 
внутреннее: не только брань видимая, но и "брань невидимая", борьба с 
соблазнами душевными, подвиг самодисциплины и смирения. И этот подвиг может 
быть присущ не только частному лицу, но и властителю. Сан государя - 
божественное установление. Но перед каждым государем возникают и соблазны и 
увлечения земным окружением власти - внешнею пышностию и суетным ("временным") 
величием. Подвиг власти может состоять в том, чтобы достойно отстаивать внешнюю 
независимость и величие сана - отстаивать даже до смерти. Но подвиг власти 
может состоять также и в том, чтобы выполняя основные задачи сана, защищая 
"благочестие и люди своя", внутренне преодолевать, когда это нужно для 
исполнения основной задачи, земное тщеславие власти. "Тот, кто указывает и 
распоряжается", - говорит в одном из своих оглашений преп. Феодор Студит - 
"должен соблюдать умере
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 7
 <<-