|
онгольской политики, живо волновавшие Батыя, руководителя европейского похода
монголов). Даниил вернулся на Русь, где ему пришлось вести длительную борьбу с
галицкими боярами, перемышльским владыкою, бывшим черниговским князем
Ростиславом, уграми и поляками. Борьба шла успешно и завершилась решительною
победою Даниила над польскими и угорскими войсками Ростислава (под Ярославом,
1249 г.). Между тем уже в следующем 1250 году монголы вновь заинтересовались
юго-западною Русью. Батый прислал сказать Даниилу: "Дай Галич". Не чувствуя
себя опять в силах бороться оружием, Даниил решил подчиниться и поехал сам к
Батыю. Против ожидания Даниил был встречен ласково. Войдя в вежу (палатку)
Батыя, Даниил поклонился по монгольскому обычаю. Батый сказал ему: "Данило,
чему еси давно не пришел? А ныне оже еси пришел, то добро же. Пьеши ли черное
молоко, наше питье - кобылий кумыс?" Даниил: "Доселе семь не пил - ныне же ты
велишь - пью". Батый: "Ты уже наш татарин, пий наше питье". Даниил выпил и
поклонился по обычаю. Потом Батый прислал Даниилу вино, сказав: "не обыкли (вы)
пити молока, пий вино". Даниил пробыл в орде почти месяц и достиг цели: Батый
оставил за ним все его земли. Немедленно сказалось международное значение
Даниилова шага: Запад начал заискивать перед ним, угорский король Бела IV
прислал послов с предложением мира и родственного союза. Сын Даниила Лев
женился на дочери угорского короля. На стороне Белы Даниил вмешался в дела и
распри Средней Европы - спор из-за австрийского герцогства, дела чешские и
моравские. В поход 1252 г. войско Даниила (вероятно лучший полк, гвардия) было
вооружено и обучено на татарский лад. "Немцы же, дивящиеся оружью татарскому,
беша бо кони в личинах и в коярех кожаных и людье во ярыцех, и бе полков его
светлость велика"... Подчинением монгольскому влиянию Даниил приобщался к
мировой силе монгольской экспансии - попадал как бы в русло исторического
потока. Почти необозримые дипломатические перспективы открывались перед
Даниилом в восточной и средней Европе. Он сам закрыл их перед собою своим
неуменьем постигнуть значение исторического момента. Его подчинение монгольской
силе не было продуманным и последовательным; это был лишь случайный ловкий ход
политического оппортунизма. Все политические и культурные симпатии, навыки и
вкусы отталкивали Даниила от монгольской Азии. Среди своей снаряженной по
татарскому образцу гвардии Даниил в упомянутом походе 1252 г. не изменил
византийскому одеянию русских князей. "Сам же (Даниил) еха подле короля
(Угорского) по обычаю Руску, бе бо конь под ним дивлению подобен, и седло от
злата жжена, и стрелы и сабля златом украшена и иными хитростями якоже дивитися,
кожух же оловира (шелка) Грецкого и круживы златыми плоскими ошит и сапоги
зеленаго хьеза (кожи) шиты золотом, немцем же зрящим много дивящимся".
Блестящему и честолюбивому князю должно было нравиться играть роль среди
западных государей и рыцарей, вызывать восхищение и удивление в их среде. Тем
более должна была ему казаться унизительною зависимость от диких - с его точки
зрения - кочевников и варваров. Милостивое отношение Батыя было поэтому Даниилу
оскорбительно и тяжело. Эти чувства ярко отразил летописец (4): "О злее зла
честь татарская: Данилови Романовичу князю бывшу велику, обладавшу Русскою
землею, Киевом и Володимером и Галичем... ныне седит на колену и холопом
называется... О злая честь Татарская - его отец (5) бе царь в Русской земле,
иже покори Половецкую землю и воева на иныя страны все". Оскорбленное самолюбие
Даниила заставило его искать новых путей, чтобы высвободиться из-под
монгольской зависимости. Византийское царство было низвергнуто: оставался
латинский Запад. Чтобы рассчитывать на помощь Запада - новый крестовый поход -
нужно было обратиться к формальному главе Запада - папе. Даниил это и сделал:
он вступил в переговоры с папою Иннокентием IV о соединении церквей. (6) Папа
обещал различные льготы и милости; русскому духовенству разрешено служить на
квасных просфорах; признан был законным брак Даниилова брата Василька на
близкой родственнице; крестоносцам и духовным лицам запрещено приобретать
имения в русских областях без позволения великого князя; самому великому князю
обещан королевский титул. Наконец, посланы были (1253 и 1254 гг.) от папы всем
государствам средней и восточной Европы призывы о крестовом походе против татар
на помощь Даниилу. Рассчитывая на помощь Запада, Даниил начал деятельно
подготовляться к борьбе с монголами: собирать войска и деньги, укреплять города,
населять их (7), возвеличивать власть свою. В 1255 г. в гор. Дрогичине Даниил
короновался присланною ему от папы королевскою короною. Даниилу нужна была
однако не только корона, а прежде всего военная помощь. Помощь эта не
приходила: призывы папы остались без последствий. Тогда Даниил прервал с папою
сношения. Между тем надвигалась гроза с Востока. Даниил увидел, что не в силах
справиться с этою грозою - предотвратить начавшееся опустошение своей земли
татарами. Ему пришлось уступить и бросить все свои мечты. По требованию
приднепровского татарского баскака Куремсы Даниил приостановил все свои военные
приготовления против татар и срыл укрепления волынских городов (1261). Через
несколько лет после того Даниил умер (1264). Вся "большая политика" его таким
образом кончилась неудачею; он имел успех только в "малой политике" - борьбе с
непосредственными соседями литовцами, которых против него не поддерживали ни
монголы, ни крестоносцы - латиняне. Даниил разменялся на повседневные
политические мелочи и упустил из рук главные нити исторических событий. Он
выиграл несколько отдельных сражений, но проиграл самое главное - Православную
Россию. Результатом его политики были долгие века латинского рабства
юго-западной Руси. Не прошло и ста лет после смерти Даниила, как вся его отчина
- Галицко-Волынская земля - была расхватана соседями: уграми, поляками,
литовцами. Латинское рабство в отдельных частях Руси не изжито было до наших
дней - до начала мировой войны 1914 г., а ныне, кажется, возобновилось все в
той же многострадальной Волынской земле с прежнею тяжестью или даже тяжелее
прежнего... Полную противоположность деятельности Даниила Романовича
представляет
|
|