|
[1815]. Фигурка полностью соответствует общим канонам антропоморфной скульптуры
малых форм, типичной костенковско-виллендорфской культурной общности. А более
узко соответствует авдеевскому стилю. Учёные полагают, что статуэтка намеренно
была уложена в яму, служившую первоначально вместительной кладовой для хранения
утвари, материалов и припасов. Сохранность фигурки плохая, но голова и ноги
сохранились лучше. На них имеется залощённость, характерная для поверхностей
большинства костяных изделий из палеолитических стоянок и свидетельствующая о
том, что последней операцией в технологии изготовления статуэтки было лощение
поверхности мягким материалом. Оформление головы женской фигурки такое же, как
у родственного Зарайской стоянке палеолитического поселения Костенки 1. В
культурном отношении Зарайск входит в круг памятников: Костенки 1, Авдеево,
Гагарино, Хотылево. Своеобразие Зарайского памятника заключается в наличии
фигуративной гравировки и использования техники сверления [1815].
Скульптуры палеолитической Макоши распространены в приледниковой области и не
заходят далеко на юг. Некоторые связывают это со сменой двух сезонов года:
летнего – охотничьего, «мужской», и зимнего – осёдлого, «женский»; чем
устойчивее осёдлость, тем выше роль женщины в жизни общины, прочнее
сплоченность рода вокруг неё. А.Д. Столяр приводит ещё несколько стоянок, в
которых были обнаружены женские статуэтки, и сообщает следующее:
«Древнейшие, во многом неотчетливые антропоморфные воплощения скупо передаются
малой скульптурой самого начала верхнего палеолита. Развитую женскую скульптуру
Запада по традиции принято относить к достаточно ранним фазам ориньяка.
Документально же сейчас с культурой развитого ориньяка можно связывать только
сложную по моделировке «Венеру Леспю»…, и не исключено, скульптурную серию
Брассемпуи. Ко времени, отвечающему финальному ориньяку и позднему перигору
Франции (от 25 000 до 20 000 лет назад, вероятно, принадлежит статуэтки
Виллендорфа… в Австрии, Лизенберга и Мауэрна в ФРГ, Дольни Вестонице…,
Петржковице и Павлова в Чехословакии и, возможно, Костенок, Гагарино…, Авдеево
и Елесеевичей… в европейской части СССР. Следовательно, и при этой выверке
объемные женские фигурки приурочиваются в основном к первой половине верхнего
палеолита, указывая на первичность малой скульптуры среди сюжетных решений
антропоморфной темы» [1817, с. 237].
В период времени, к которому относятся изображения Макоши, – 30 – 20 тыс. до н.
э. – существовала только европеоидная (русская) раса, говорившая исключительно
на проторусском языке (см. [1704]) и исповедовавшая исключительно
протославянскую религию. Ареал обитания проторусов был ограничен областями
Русской равнины. В это время на территориях «юга» белого населения не было,
следовательно, не было и носителей языка, искусства, культуры, религии.
Возникновение смешанных рас – кавказоидных, монголоидных и др. – началось
только после 15 – 13 тыс. до н.э. (см. п. 9.2.1. гл. III) по мере того, как
европеоидное русское население Русской Равнины начало расселяться в южном и
восточном направлениях.
Наши выводы подтверждаются археологическими данными. Например, источник [1731,
ст. Стиль] свидетельствует, что женские статуэтки были распространены «в период
с 27-го по 19-е тысячелетие от Пиренеев до Урала». Поселения славян русов были
распространены по всей территории Русской равнины. В конце этого периода, в 21
– 19 тыс. до н.э., валдайский ледник достиг максимума, и началось движение
русов на юг (см. п. 4.1. гл. IV).
Именно поэтому только с 7 – 6-го тыс. до н.э. вместе со славянскими
европеоидными переселенцами культ Макоши проникает в Месопотамию. Глиняные
женские статуэтки найдены в поселениях Хассунской культуры (близ Мосула, Ирак),
распространённой в Северной Месопотамии. Здесь же найдены сосуды с традиционной
славянской геометрической росписью, резным ёлочным узором, каменные печати.
Наиболее изученный памятник – поселение Ярым-Тепе 1 [549, 1822, 1823; о
распространении языка см. 1704].
Далее, в 5 – 4 тыс. до н.э., культ славянской Макоши унаследовали земледельцы
Эль-обейдской культуры Месопотамии, где найдены глиняные соответствующие
женские статуэтки, а также расписная (крашеная) керамика с традиционной
геометрической, монохромной росписью.
«На основании Эль-обейдской культуры сложилась цивилизация Шумера» [546],
поэтому разнообразные изображения идолов нашли широкое отображение в шумерской
религии.
Рис. 6.5.3.3.1.2.5. Слева – религиозная церемониальная фигура Шумерского
божества приблизительно 3 тыс. до н.э., в Телл Асмосе, провинциальном Шумерском
городе. Синие глаза – выполнены камнем лазуритом.
Справа – шумерская богиня.
Рис. 6.5.3.3.1.2.6. Макоши – Великие матери – из Авдеево (Россия), Шумера,
Намазга V (Туркмения).
У шумерской богини, представленной на рисунке, мы видим две косы, аналогичные
косам у женских статуэток из Намазга-Тепе, а также линейный орнамент,
аналогичный орнаменту статуэток из Бешеново, Анатолии и др. Более того, сама
шумерская богиня чрезвычайно похожа лицом на Макошь из Авдеево.
Богиней земли у шумеров являлась Ки. С ней был неразрывно связан бог неба Ану
[35], имя которого мы находим в названии Anadole – Анатолии (Ан + Доля,
спутница Макоши см. ниже). Наследование имени богини Ки мы находим в имени
фригийской Великой матери богов – Кибелы, Kybele [47] – Ky + bele, красавица,
великая от Велес/Beles (русск. или любой др. язык). Напомним, Кибела – это
римский, более поздний аналог славянской Макоши – Великой матери (см. п. 3.6.2.
|
|