Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: А.А. Тюняев :: А.А. Тюняев - История возникновения мировой цивилизации
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-
 
впервые в керамике трипольских земледельческих племен энеолита – узловые знаки 
орнамента изображались на боках сосудов таким образом, что они смотрели «на все 
четыре стороны».
Отметим особо тот факт, что трипольские четырехчастные жертвенники были точно 
ориентированы своими четырьмя крестовинами по сторонам света. Внимание к 
четырем сторонам света видно в той тщательности, с которой ориентировали 
трипольцы среднего периода свои жертвенники [1658, стр. 82 – 83, рис. 38 а]. 
Исполнение такой ориентации строго выдерживалось даже если это направление 
резко расходилось с ориентировкой стен дома [1472]. Отражение такого способа 
ориентации сохранилось в русских славянских словах и выражениях: 
«четыре части света, а ныне пять. Четыре стихии древних. Дом о четырех углах. 
Пошел на все четыре стороны. Четыре страны света. Четырем ветрам кланялся. Без 
четырех углов изба не рубится. Четыре страны света на четырех морях положены. 
Четыре угла дома на построение, четыре времени года на совершение. Четыре стены 
на четыре стороны. Четырехбокая русская печь. Четырепольное хозяйство наше. 
Четверочастный город. Четвероякий, на четыре лада, порядка» [40].
Здесь следует проследить влияние славянской культуры на зачатие и становление 
египетской. Трипольская культура датирована 6 – 3 тыс. до н.э. [9]. И трипольцы 
жили, особенно в поздний период, в энеолитических городах, насчитывавших до 20 
– 24 тыс. обитателей, что говорит об обязательном социальном расслоении 
общества с выделением в его среде царей [1580]. Трипольцы были искусными 
строителями, их постройки включали несколько этажей, имели над входом балкон [7,
 стр. 248]. Огромные (относительно тогдашнего населения Земли) города 
славян-трипольцев обнаружены на Уманщине и занимают по 400 Га (Тальянки), 300 
Га (Майданецкое), 250 Га (Доброводы) [7, с. 240, 300]. В Египте находим, что 
«практически светлокожие европеоиды атлантического типа реально 
засвидетельствованы: 1) в египетских росписях, изображающих ливийцев-кихну 
конца II – начала I тысячелетия до н.э., живших у западных границ Египта, т.е. 
в Восточной Сахаре…» [1623].
При этом люди атланто-балтийской расы (атлантический тип) европеоидов 
распространены на территории Великобритании, скандинавских стран, Латвии и 
Эстонии и являются носителями балтийских языков, в настоящее время 
близкородственных славянским [35], а около 5-го тыс. составлявших один язык. 
Отсюда становится понятно: чьё влияние испытали т.н. египтяне при строительстве 
пирамид – эти гробницы древнеегипетских фараонов Древних и Средних царств были 
построены лишь около 2800 – около 1700 до н.э. [1639, 1640]. 
В славянской трипольской культуре 
«крестообразны были не только жертвенники – знак четырехконечного креста 
вписывался в солнечный диск; крестообразно располагались четыре листа в 
орнаменте, четыре солнца на сосуде и т. д. Число четыре занимает очень важное 
место в трипольском орнаменте, но не столько само по себе, сколько в качестве 
обозначения четырех направлений. Судя по данным языка, в это время уже 
сформировались понятия «впереди», «позади», «налево», «направо» и, очевидно, 
определились понятия «юг» и «север», «восток» и «запад». Вполне понятно, почему 
мысль трипольских художников постоянно возвращалась к четырехчастной композиции,
 к распределению главных элементов орнамента по «всем четырем сторонам»: ведь 
для земледельца эти четыре направления были не только сторонами света – 
полуднем, полночью, заходом и восходом, но и сторонами его прямоугольного поля. 
Поле вспахивалось в двух направлениях (борозда в одну сторону, борозда в 
противоположную сторону), а затем боронилось в двух направлениях, нередко 
перпендикулярных бороздам. Так ежедневный ритм основной земледельческой работы 
создавал представление о движении» [1472].
В слове «боронить» заключен древний русский смысл, отражающий четырёхчастную 
систему, – перечить, действовать поперёк [40]. 
При возделывании полей, при формировании городов и жилищ четырёхчастный 
славянский принцип спаялся с символикой плодородия, выразившись в названиях, 
касающихся деления земли – основного поставщика достатка и богатства: 
«четверть – стар. область, округ, и место, заведывавшее им. Новгородская, 
Устюжская четверть. Четвертые селенья, тамб. владеющие землей по четвертному 
праву, без крепостей, по преданью, хотя на полном праве собственности. 
Четвертные доходы, стар. с четверти, в значении округа» [40].
«Родившись в представлениях энеолитических земледельцев, принцип 
четырехкратности прошел через все эпохи и дожил в этнографии до близкого нам 
времени. В народном искусстве мы видим стремление обезопасить себя магическим 
рисунком со всех четырех сторон, в заговорах предписывается обращаться «на все 
четыре стороны», в сказках враги могут грозить герою «со всех четырех сторон» и 
т.п. Принцип четырех сторон был важной вехой в познании мира, и не удивительна 
долговечность как самих представлений, так и тех графических форм, в которые 
древние земледельцы сумели облечь свои новые понятия о пространстве» [1472].
5.2.2.3. «Засеянное поле» – Славянский символ с 4-го тысячелетия до нашей эры
«На земледельческом энеолите завершается наш ретроспективный поиск истоков 
ромбо-точечной композиции, дожившей до наших дней на очень широкой территории у 
разных народов. Далее 4-го тысячелетия в глубь веков ромбо-точечный узор не 
идет; в орнаменте охотничьих племен его вообще нет, и нет его в более позднее 
время. Это еще раз позволяет прочно связывать его с земледельческой символикой 
и считать идеограммой вспаханного поля (четыре сомкнутых ромба) или засеянной 
семенами нивы (ромбы с точками в их середине). Первая этнографическая загадка 
увела нас на 5000 лет назад от той этнографической среды, где мы эту загадку 
обнаружили. Ретроспективный анализ установил, что глубина народной памяти 
достигает того важного периода в истории человечества, когда были освоены формы 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-