|
не была еще написана (см.
ниже). Сегодня очень трудно сказать, какие подлинные исторические
свидетельства легли в основу всех этих будущих «древнейших» летописей.
Конечно, такие свидетельства были, но, по+видимому, большинство из
них до нас не дошло. Сегодня мы судим о русской истории дороманов+
ской эпохи, всматриваясь в нее сквозь призму хроник, написанных или
отредактированных после дьяка Кудрявцева.
Забегая вперед, скажем, что до нас все же дошли кое+какие древние
документы XV—XVI веков: акты, тексты договоров, печатные книги,
церковные источники и т. п. Но из них встает совсем другая картина
русской истории. Она сильно отличается от той, которая появилась на
свет после указа Алексея Михайловича и работ историков XVIII века —
Татищева, Байера, Миллера, Шлёцера— и которая сегодня преподается
в школах. Об этом — ниже.
РУСЬ И РИМ. Книга II
XVIII ВЕК: МИЛЛЕР
После дьяка Кудрявцева Ключевский переходит, минуя Татищева,
сразу к Миллеру, начавшему исследование русской истории при Елизавете
Петровне.
Зададимся вопросом: а почему, собственно, Ключевский не упоминает
Татищева (ведь тот жил еще при Петре I, раньше царствования Елизаветы
Петровны)? Мы знаем, что именно Татищев был первым русским
историком. Почему к нему такое пренебрежение? Оказывается, однако,
что Ключевский совершенно прав.
Дело в том, что книга Татищева «История Российская с самых древнейших
времен» (до царя Михаила) была впервые опубликована лишь
после смерти Татищева, и не кем+нибудь, а Миллером.
Ключевский пишет: «Перенесемся в другую эпоху, к первым годам
царствования императрицы Елизаветы. При Академии наук усердно трудился
над русской историей приезжий ученый Герард Фридрих Миллер.
Он почти десять лет ездил по городам Сибири, разбирая тамошние архивы,
проехал более тридцати тысяч верст и в 1743 году привез в Петербург
необъятную массу списанных там документов».
Миллер считается одним из основателей нашей исторической школы,
вместе с Байером и Шлёцером. Что же мы видим?
1) Миллер был первым ученым, издавшим полную версию русской
истории в том виде, как она существует сегодня.
2) Очень странно, что Миллер привозит из Сибири исторические
документы (и даже не сами документы, а их рукописные копии, сделанные
им самим). Означает ли это, что в Москве, в Петербурге, да и
вообще в Центральной России он не мог найти старых летописей? Не
повторяется ли история с указом Алексея Михайловича, когда его дьяк не
мог найти в столице исторических источников?
3) Начиная с Миллера версия русской истории практически не менялась.
Поэтому дальнейшие ее переизложения, выполненные Карамзиным,
Соловьевым, Ключевским и многими другими, с этой точки зрения нас
мало интересуют. По сути дела, они лишь пересказывали Миллера.
ВЫВОДЫ
Имеющаяся сегодня версия древней русской истории создана, скорее
всего, в середине XVIII века на основании источников, написанных или
отредактированных в конце XVII — начале XVIII века. По+видимому,
время от конца XVII до середины XVIII века — это и есть эпоха создания
древней русской истории. Начиная от создания первоисточников и кончая
ее полной версией. Это — эпоха Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы
Петровны. После выхода в свет «Истории» Карамзина эта версия
стала известна в обществе (до этого с ней был знаком лишь узкий круг
лиц). Постепенно она вошла в школьный курс.
Наш анализ показывает, что данная версия русской истории, по+
видимому, ошибочна. Об этом мы расскажем в последующих главах.
Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко
РАДЗИВИЛЛОВСКАЯ (КЕНИГСБЕРГСКАЯ) ЛЕТОПИСЬ
КАК ОСНОВНОЙ СПИСОК «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОСНОВНЫХ СПИСКОВ
В основу современной версии древней русской истории была положена
первоначально только одна летопись — Радзивилловская.
Обратимся к фундаментальному многотомному изданию: «Полное собрание
русских летописей» (ПСРЛ, Академия наук СССР). В предисловии
к 38+му тому ПСРЛ Я. С. Лурье пишет: «Радзивилловская летопись —
древнейшая, дошедшая до нас».
Сразу отметим, что эта летопись пре
|
|