|
вьева. 1600 мая 13—14 июня 1601 г.». Он был
опубликован князем М. А. Оболенским в 60+х годах XIX века. Этот список
дает подробный отчет о посольстве царя Бориса в Англию в 1601—1602 годах.
В частности, в нем приводится следующий разговор русского посла
Григория Микулина с послом Шотландии в Лондоне.
«...посол спрашивал Григорья: «как ныне с Великим Государем вашим
Татаровя?» И Григорей и Ивашко послу говорили: «О которых Татарех
спрашиваешь? У Великого Государя нашего у его Царского Величества
служат многие бусурманские Цари и Царевичи и Татаровя многие люди,
Царств Казанского и Астороханского и Сибирского и козацкие и Колмат+
цкие Орды и иных многих Орд, и Нагаи Заволжские, и Казыева улуса в
прямом холопстве».
Мы видим, что на рубеже XVII века русский посол даже не смог
понять вопрос иностранца об отношениях Москвы с «татарами». Шотландец
явно называет татарами какие+то иноплеменные по отношению к
Московскому государству народы, то есть употребляет слово «татары» в
его сегодняшнем, привычном нам значении.
Однако русский посол вкладывает в это слово совершенно другой
смысл. Из его ответа совершенно ясно, что он называет «татарами»
отнюдь не иноплеменников, а лишь подданных русского царя. При этом он
называет так не какую+нибудь одну определенную народность, а сразу
несколько народов или общин, входивших в состав Московского государства.
Более того, перечисляя различных «татар», он прямо называет
казаков. А казачьи войска названы им ордами! Напротив, говоря о Крымском
государстве (которое сегодняшние историки называют «татарским»),
русский посол ни разу не употребил слово «татары». Татары для него —
это только русские подданные. Например, рассказывая шотландцу о войне
с Крымом, он говорит: «Великий Государь наш, Царь и Великий
Князь Борис Федорович всея Руси Самодержец, прося у Бога милости,
пошол против его (Крымского хана. — Авт.) со своими Царскими рать+
РУСЬ И РИМ. Книга II
ми, Русскими и Татарскими и розных (то есть других. — Авт.) Государств
с воинскими со многими людьми».
Здесь опять подчеркивается, что русские и татары — это подданные
именно русского царя (в войсках которого были и подданные других
государств, но это не относится к татарам). Крымцы, по мнению царского
посла, — не «татары».
Итак, мы видим, что современное употребление слова «татары» восходит,
скорее всего, к западноевропейской традиции. В России до
XVII столетия татарами называли воинские общины казаков, калмыков,
волжских татар (в современном смысле этого слова) и т. д., существовавшие
на территории Руси. Но в Западной Европе татарами стали в то
время ошибочно называть крымцев и связанных с Крымом мусульман
Поволжья. Отсюда и вопрос шотландца: «как ныне с Великим Государем
вашим Татаровя?», не понятый русским послом. А впоследствии, после
утверждения на русском троне Романовых, и в России слово «татары»
стали употреблять в этом, западноевропейском понимании. Скорее всего,
это было сделано сознательно, в рамках общего искажения русской
истории при первых Романовых.
ИТАК, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОРДА?
Орда — это, говоря современным языком, русское войско, армия. С
этой точки зрения совершенно естественными становятся выражения в
русских летописях вроде «князь такой+то вышел из Орды на княжение»,
или «князь такой+то служил царю в Орде и после смерти своего отца
пришел на княжение в свою вотчину» и т. п. Переформулируя на
современный язык, получим: «дворянин такой+то служил царю в армии
и затем вернулся в свое поместье». Конечно, в XIX веке уже не было
уделов. Но в более ранние времена дети князей служили в армии =
Орде, после чего возвращались княжить в родные места. Так было и в
Западной Европе.
Еще один пример. В духовной грамоте, приписываемой Ивану Калите,
говорится: «Не зная, что Всевышний готовит мне в Орде, куда еду,
оставляю сию душевную грамоту... Приказываю в случае смерти сыновьям
моим город Москву...» Смысл духовной совершенно ясен. Отправл
|
|