|
наше летосчисление
— даты Рождества Христова.
Это не попытка подвергнуть в какой%то мере ревизии принятый сейчас
счет лет. Строго говоря, когда возникли первые сомнения, действительно ли
Иисус Христос родился именно в 0 году н. э., тогда же и разделились понятия
«год от Рождества Христова» и «год нашей эры», так что мы теперь уже
спокойно воспринимаем обнародованный кем%то вывод, что Христос родился
за 3 или 4 года до начала нашей эры.
Но обратим внимание на то, что если от эпохи Средних веков (когда
уже существовала церковь) и до наших дней было кому вести непрерывный
счет лет по христианской эре, то самые первые века христианства в этом
смысле темны. Годы рождения и распятия Христа пришлось вычислять.
Историки утверждают, что впервые провел такие расчеты римский монах
Дионисий Малый. Жил он, как считается, в VI веке, то есть более чем
через 500 лет после Христа. Использовал он для вычислений именно тот
же прием, который собираемся сейчас применить и мы: по анализу календарной
и астрономической обстановки в день его распятия. Долгое время
вычисленный Дионисием результат практически не признавался, и лишь с
XV века стал применяться счет лет «от Рождества Христова» (от вычисленной
Дионисием даты).
Кстати, трудно здесь удержаться и не высказать сомнение. Судите
сами: как могло случиться, чтобы расчет Дионисия Малого девять веков
лежал под спудом, был непризнан или вообще забыт и вдруг извлечен из
небытия и стал ни много ни мало фундаментом для нового летосчисления,
принятого сейчас почти во всем мире? Или этот Дионисий — церковный
авторитет (но тогда и он, и его работа были бы признаны во все
прошедшие века), или о н — никто (потому что после девятивекового
забвения авторитет вдруг не завоюешь). Тем более странно, что церковь
поверила на слово безвестному древнему монаху, между тем как за эти
девять веков и астрономия, и математика, и, главное, церковная схоластика
(в те времена очень серьезная наука) продвинулись далеко вперед и
вполне могли решить этот вопрос, раз уж он возник, на «высшем научном
уровне».
Впрочем, уже в XVI—XVII веках начались попытки пересчитать результат
Дионисия, приводившие почему:то к различным итогам (расхождения
в несколько лет). В наше время, естественно, есть прекрасная
возможность провести эти же расчеты несравненно более точно.
Исходные данные для расчетов, именуемые нами ниже «условиями
Первой Пасхи», — те самые, которыми пользовались и Дионисий, и
многие позднейшие исследователи — следующие:
Иисус Христос воскрес 25 марта, в воскресенье, — на следующий день
после иудейской Пасхи.
К счастью, устойчивое церковное предание хранит и полный набор
календарных условий, соответствующих дате Воскресения Христа. Пере:
Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко
чень их можно найти в «Собрании святоотеческих правил» Матфея Власта:
ря (Константинополь, XIV век):
1) круг солнцу 23,
2) круг луне 10,
3) накануне, 24 марта, была иудейская Пасха, совершаемая в день 14%й
луны (то есть в полнолуние),
4) иудейская Пасха была в субботу, а Христос воскрес в воскресенье.
Результат современного расчета по этим данным оказывается потрясающим:
условия Первой Пасхи удовлетворялись в историческую эпоху лишь
один%единственный раз: в 1095 году н. э.!
Как отнестись к этому итогу? В дальнейшем мы увидим, что он не
столь уж невероятен и нелеп, как это кажется с первого взгляда, и согласуется
со многими другими результатами. Пока же мы попросту возьмем
его на заметку, но тем временем попробуем снять часть условий и ограничиться
совершенно неоспоримыми: 3:м и 4:м. Что же мы увидим?
На интервале времени от 100 года до н. э. по 1700 год н. э. эти
урезанные условия Первой Пасхи выполнялись лишь в следующие годы:
1) 42 год до н. э.; 2) 53 год н. э.; 3) 137 год; 4) 479 год; 5) 574 год; 6) 658
год;
7) 753 год; 8) 848 год; 9) 1095 год; 10) 1190 год.
Чтобы получить год Рождества Христова, нужно вычесть из года Первой
Пасхи продолжительность жизни Иисуса Христа: 31 (как полагал
Дионисий) или 33 года. Мы видим, что среди полученных решений нет
ни одного, хотя бы относительно близкого к тому, что принято сейчас
считать за год рождения Иисуса Христа.
Что же до «критиков» Дионисия, осмелившихся сдвинуть его результат
на 3—4 года, то здесь мы сталкиваемся с влиянием устоявшейся традиции,
практически не допускающей никаких значительных сдвигов этой
фундаментальной даты: слишком многое пришлось бы пересматривать заново
и в церковной хронологии, и в светской.
|
|