|
египетских папирусах был обнаружен отрывок дневника Диктиса».
Но, может быть, Дарес и Диктис действительно самозванцы, в Троянской
войне не участвовали?
Эта мысль опровергается самим Гомером (если мы считаем Гомера за
авторитет). Дело в том, что Гомер прямым текстом упоминает в своих
поэмах Дареса (в начале 5:й песни). Кроме того, Гомер упоминает критского
царя Идоменея, сподвижником которого (при походе на Трою) был
Диктис. Наконец, Дарес упомянут и в «Энеиде» Вергилия.
Язык латинского текста Дареса Фригийца «приводит в негодование
классических филологов... Греческий оригинал... не сохранился». А был
ли вообще греческий оригинал? Если Троянская война — событие не чисто
греческой, а смешанной греко:римской истории, то почему бы «дневнику
очевидца и участника» не быть первоначально написанным по%латыни?
Эти «сухие и монотонные» дневники очевидцев (в особенности текст
якобы VI века н. э.) породили в средневековой Европе гигантское число
произведений, посвященных Троянской войне. Все они объединяются
сегодня под названием «троянский цикл».
Отметим, что якобы в VIII—IX веках н. э. при дворе Карла Великого
(то есть «Великого Короля» — в переводе) работал знаменитый поэт
Средневековья Ангильберт. И носил он имя Гомера! Не он ли дал свое
имя «Гомер» будущему греческому варианту описания Троянской войны?
«В течение тысячи лет (до самого XVII века) слава Дареса и Диктиса
затмевала славу Гомера. Исидор Севильский считал Дареса первым историком
после Моисея, предтечею Геродота. В XII веке на Западе Дарес Фригиец
стал одним из самых известных писателей древности». В Средние века
«говорили о времени Гомера наравне с временами Моисея или Соломона,
но ни порицатели, ни поклонники одинаково не читали его (Гомера; напомним,
что текст Гомера появился впервые на поверхности лишь в XIV веке
н. э. — Авт.); все, что знали из подлинной Илиады, было небольшое со:
РУСЬ И РИМ. Книга I 311
кращение, приписанное почему:то Пиндару... Но выше этого сокращения
ставили и считали достоверным произведения, приписываемые Даресу фригий
кому и Диктису критскому». Даже еще в XII веке хронист Иосиф из Эксетера,
пересказав Троянскую войну по Даресу и Диктису, настаивал, что «он
описывает реальные события, ибо Дарес и Диктис были и очевидцами».
Теория же «фальсификата» была придумана историками лишь в XVII—
XIX веках уже после создания скалигеровской хронологии, которая находится
(как мы сейчас будем демонстрировать) в разительном противоречии
с дневниками Дареса и Диктиса. Будучи вынужденными выбирать
между скалигеровской хронологией и хрониками Дареса — Диктиса, историки
предпочли обвинить Дареса и Диктиса в «невежестве», дабы сохранить
в неприкосновенности хронологию Скалигера — Петавиуса. После
этого они объявили Гомера «первоисточником» (по:гречески), а Дареса и
Диктиса — «фальсификатами» (по:латыни).
Казалось, все стало на свои места и историки могли наконец успокоиться.
Однако после появления критических исследований по скалигеровской
хронологии проблема всплывает вновь, и тут:то выясняется, что
историки, по:видимому, ошиблись.
Именно «дневники» Дареса и Диктиса («сухие и монотонные тексты
») являются, скорее всего, более ранними первоисточниками. А написанная
великолепным стихотворным стилем гомеровская «Илиада» — это
уже позднее произведение искусства, созданное в эпоху Возрождения
как поэтическая вершина всего «троянского цикла» (предшествовавшего
ей во времени).
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ
«Начиная с конца XII и начала XIII веков французская поэзия пропагандирует
в публике вечно славные имена Илиона, Гектора и Александра...
Труверы (средневековые поэты. — Авт.) этого цикла прежде всего занялись
Троянской войной; для них это был почти на
|
|