|
овательных школах Ярославля на уроках истории. Отметим, что
Ярославский Кремль — это БЕЛОКАМЕННЫЙ КРЕМЛЬ. Такой же, каким раньше, как
считается, был МОСКОВСКИЙ, столичный Кремль. Слово ДВОРИЩЕ означало попросту
ДВОР КНЯЗЯ, то есть Кремль.
Почему Нижний Новгород назван Нижним
Восстанавливая за Ярославлем его подлинное древнее имя Великого Новгорода, мы
мгновенно понимаем, почему современный Нижний Новгород на Волге был назван
НИЖНИМ. Он действительно находится НИЖЕ Ярославля по Волге, см. карту.
Ярославская область как великокняжеская вотчина
Обычно в средневековой династической практике старые столицы служили
резиденциями вторых сыновей государя. И действительно, как пишет Сигизмунд
Герберштейн в XVI веке, "город и крепость Ярославль на берегу Волги отстоит от
Ростова на 12 миль по прямой дороге из Москвы. Странам эта... как и Ростов,
составляла наследственную собственность ВТОРЫХ СЫНОВЕЙ (братьев) ГОСУДАРЕЙ"
[161], с. 154. Это косвенно подтверждает роль Ярославля как СТАРОЙ СТОЯ ЛИПЫ
государства. И в самом деле, известно, что до XVI века при Иване Калите и его
преемниках область вокруг Ярославля, Ростова, Костромы не передавалась по
наследству. Поскольку считалась великокняжеским владением, то есть СТОЛИЧНОЙ
ОБЛАСТЬЮ. Она принадлежала князю, находившемуся в данный момент на престоле.
HJVI. Карамзин, говоря о духовной грамоте Ивана Калиты, отмечает, что «в сем
завещании не сказано ни слова о Владимире, Костроме, Переяславле и других
городах, бывших достоянием великокняжеского сана» [362], т. 4, гл. 9, с 151.
Названные Карамзиным города очерчивают область, в которой находятся ЯРОСЛАВЛЬ и
Ростов. Иван III уже упоминает Ярославль как свою вотчину [759], с. 62. Потом
эта область стала принадлежать вторым сыновьям государей, так как столица
переместилась из Ярославля в Москву. Напомним, что, согласно нашей гипотезе,
МОСКВА СТАЛА СТОЛИЦЕЙ ЛИШЬ С XVI ВЕКА.
Господин Великий Новгород — совокупность городов вокруг Ярославля
(Владимиро-Суздальская Русь)
Наша гипотеза такова. Термин ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД обозначал не только один
определенный город, скажем Ярославль, но целую область, бывшую достоянием
великокняжеского сана в эпоху от Ивана Калиты (Калифа) до Ивана III. Эта
область была столичной вплоть до того момента, когда столицу перенесли в Москву.
По нашей гипотезе, перенос произошел лишь в XVI веке.
В состав Господина Великого Новгорода, великокняжеской столичной области,
входили следующие города: Ярославль, Ростов, Кострома, Переяславль, Молога,
Владимир, Суздаль [362], т. 4, гл. 9, с. 15; [362], т. 5, гл. 1, с. 21.
Известно, что скандинавские источники называли Великий Новгород СТРАНОЙ ГОРОДОВ
[523], с. 47. То есть явно считали его СОВОКУПНОСТЬЮ ГОРОДОВ. Русские источники
также говорят о НЕЗАВИСИМЫХ КОНЦАХ НОВГОРОДА, которые иногда даже воевали между
собой. Эти КОНЦЫ были независимы друг от друга, каждый имел своего главу, свою
печать. Каждый «конец» владел определенными областями в Новгородской земле. И
вся Новгородская земля была поделена между ними. Причем к новгородским грамотам
привешивалось СРАЗУ НЕСКОЛЬКО ПЕЧАТЕЙ ОТ КАЖДОГО КОНЦА. Например, на одной из
древнейших новгородских грамот их ВОСЕМЬ [8], т. 1; [759], с. 59. При решении
важных вопросов представители КОНЦОВ сходились на одном из веч. Веч было по
крайней мере два. «На Ярославле дворе», как писалось в грамотах, см. выше, и
«Софийское вече». Основным считалось вече НА ЯРОСЛАВЛЕ. По-видимому,
представители городов всей великокняжеской области сходились в Ярославле и
оттуда давали грамоты от «Господина Великого Новгорода, на Ярославле дворе».
СОФИЙСКОЕ ВЕЧЕ — это, вероятно, Вологда, расположенная недалеко от Ярославля.
В Вологде до сих пор сохранился грандиозный СОФИЙСКИЙ СОБОР [85]. Он датируется
XVI веком. Вероятно, это и есть знаменитый СОФИЙСКИЙ СОБОР ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.
В XVII веке он был, скорее всего, перестроен.
Знаменитая Новгородская икона «Знаменье» и ярославская икона «Великая Панагия»
С летописным Великим Новгородом связывается знаменитая русская икона «Знамение
Пресвятыя Богородицы в Новеграде». Этот образ очень характерен. Богородица
изображена по пояс с двумя поднятыми руками. На груди у нее круг, в котором
находится младенец Христос, причем также с поднятыми руками. Расположение фигур
Богородицы и Христа резко отличается от всех других икон. Оказывается,
существует и другой, малоизвестный вариант этой иконы, отличающийся только тем,
что Богородица изображена здесь в полный рост. Это Ярославская икона,
называемая сегодня «Богоматерь Великая Панагия», рис. 41, [142], с. 11, а также
[255]. Название на самой иконе отсутствует и придумано, по-видимому, намного
позднее, поскольку в церковных источниках такого названия нет. Это, очевидно,
та же Велико-Новгородская икона «Знаменье», чтимая на Руси, имеющая свой
праздник. Видя, что Ярославская икона относится, очевидно, к Ярославской школе,
ей были вынуждены придумать новое название. Иначе пришлось бы объяснять
возникающе
|
|