|
Сибири
Распространено мнение, что Сибирь была завоевана русскими впервые в XVI веке во
время похода Ермака. До этого там якобы жили совсем другие народы, заведомо
нерусские. Обычно считается, что только после похода Ермака власть Москвы
распространилась за Урал, на Сибирь.
Оказывается, это не так. Русские были в Сибири по крайней мере с XV века. Более
того, Сибирь признавала владычество Москвы и ДО ПОХОДА ЕРМАКА. Мы приводим эти
факты ниже. Поход Ермака был, в частности, вызван дворцовым переворотом при
дворе сибирского хана и отказом нового хана платить дань Москве. Таким образом,
войско Ермака, пересекая Сибирь, по ходу дела восстанавливало прежний порядок в
этой части Империи. Отметим, что население Сибири того времени называлось
остяками. Это название до сих пор относится к РУССКОМУ населению современной
Сибири.
В самом деле: «В половине ДВЕНАДЦАТОГО ВЕКА в восточной и центральной Азии жили
самостоятельные племена, носившие название КАЗАЧЬИХ ОРД. Наиболее значительная
«казачья орда» жила в верховьях реки Енисея и занимала земли на востоке от
озера Байкал и на западе до реки Ангара. В китайских хрониках орда эта
называлась хакассы, что по исследованию европейских ученых равнозначно слову
«казак». По запискам, оставленным современниками, — «хакассы» или «казаки»
принадлежали к индо-иранской расе. Они были белокуры и светловолосы; высокие
ростом, с зелено-голубыми глазами; храбры, горды и в ушах носили кольца (Рихтер,
немецкий историк 1763—1825 гг., «Иохим», Записки о Монголии); I [183], т. 1, с.
16.
Перед покорением Ермаком Сибирского царства там оказывается, уже были
русские. «Правителями Сибирского царства являлись потомки монгольских ханов...
Русские люди проникали до реки Оби еще в XV веке, брали дань с местного
населения, и московские князья признавались ими за владык. В 1553 году
сибирский царь Едигей прислал двух чиновников в Москву с подарками и обязывался
платить дань царю... Но в 1553 году Кучум... убил его и стал владетелем
Сибирского царства и всеми землями по рекам Иртышу, Тоболу, и над улусами татар
и остяков. Первоначально Кучум платил дань московскому царю, но... расширив
владения до Перми, занял враждебное положение к Москве и стал нападать на
пермские земли» [183], т. 2, с. 59.
По просьбе Строгановых и был отправлен карательный отряд Ермака для усмирения
беспорядков [183], т. 2, с. 53. Так что не Ермаку в XVI веке принадлежит честь
«первого завоевания Сибири». В его время Сибирь давным-давно уже была русской.
Подробно о походе Ермака мы расскажем в книге «Завоевание . Америки
Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами "древних" греков».
7. Татарские и русские имена на Руси
7.1. Татарские имена как прозвища
Читатель, возможно, думает, что в Средние века на Руси бытовали примерно те же
имена, что и сегодня. Сегодня наши имена в основном греческого или библейского
происхождения: Иван, Мария, Александр, Татьяна и т. д. Это так называемые
крестные имена, то есть имена, входящие в православные Святцы и дававшиеся при
крещении. В XVIII—XX веках именно эти имена использовались и используются в
повседневной жизни и официальных документах. Но так было не всегда.
До XVII века на Руси кроме крестных имен у людей были и другие имена Именно они
использовались в быту и официальных документах. Оказывается, многие из этих
имен-прозвищ БЫЛИ ТАТАРСКИМИ. Точнее, для уха современного человека они звучат
как татарские в современном понимании этого термина. Однако в Средние века
ТАТАРСКИЕ ИМЕНА НОСИЛИ РУССКИЕ ЛЮДИ. Открываем известное исследование Е.П.
Карновича «Родовые прозвания и титулы в России» [367]. Он пишет: «Крестные
имена в Москве очень часто заменялись не только другим христианским, НО И
ТАТАРСКИМИ, например, Булат, Мурат, Ахмат, так что и от таких подставных имен
производились полуотчества, обращавшиеся потом в родовые прозвания людей, ЧИСТО
РУССКИХ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ» [367], с. 51.
А.А. Гордеев сообщает: «Среди донских казаков была сильная прослойка населения
татарского происхождения. Во время княжения Василия III среди их атаманов были
известны многие с монголо-татарскими именами. По сведениям историка С.
Соловьева, число атаманов с татарскими именами в большем количестве было среди
верховых казаков... Ко времени начала Царствования Иоанна Васильевича во главе
донских казаков, как верховых, так и низовых, становятся известными атаманы
исключительно с русскими именами, как, например, Федоров, т. 2, с. 5-6.
Конечно, среди казаков могли быть, и были, татары. Но «татарские имена», как
мы видим, носили и чисто русские люди. Если так было в Москве, то почему не
могло быть и среди донских атаманов? К концу XVI века татарские имена в Москве
в основном пропадают. На Дону, как мы видим, происходит то же самое.
По-видимому, распространяется обычай использовать не прозвища, а крестные имена.
Например, имя-прозвище «Ермак», которое считалось русским (см. выше), вполне
можно принять и за татарское. Тем не менее оно, скорее всего, происходит от
крестного имени Ермака, которое было ГЕРМАН. Ясно, что это имя могло иметь
вариации: Герман — Ерман — Ермак [183], т. 2. с. 62. Граница между татарскими и
русскими прозвищами размыта. На это обстоятельство обратил внимание еще
|
|