|
Как мы только что видели, история этой библиотеки в общем-то
типична и мало чем отличается от истории других крупных европейских
библиотек. Она составлена ИЗ САМЫХ РАЗНЫХ КНИЖНИХ СОБРАНИЙ,
ПРИВЕЗЕННЫХ СЮДА ИЗ РАЗНЫХ СТРАН ЕВРОПЫ В СЕМНАДЦАТОМ-ВОСЕМНАДЦАТОМ
ВЕКАХ. Историю же самих этих собраний проследить в прошлое скорее
всего не удастся. Ничего не говорится, кстати, о больших собраниях
книгах, якобы извлеченных из собственно ватиканских архивов.
Таким образом, Ватиканская библиотека в подавляющем большинстве
состоит из книг и рукописей, поступивших в нее НЕ РАНЕЕ СЕМНАДЦАТОГО
ВЕКА. Это обстоятельство очень важно для правильного понимания судьбы
латинской книжной традиции и вообще всей истории XV-XVII веков.
Нельзя "доказывать древность" не только рукописей, но и первых
печатных изданий, ссылаясь на то, будто бы они хранились в
Ватиканской библиотеке ранее XVI-XVII веков. Поскольку, как мы только
что видели, история современной Ватиканской библиотеки не может быть
уверенно прослежена в прошлое ранее конца XVI века.
Нам скажут: но ведь в подвалах Ватикана все же хранились какие-то
документы. И действительно, считается, что в Ватикане существовала
или существует некая СЕКРЕТНАЯ библиотека - Bibliotheca secreta.
Которая находилась в личном ведении папы [171], с.xi. Однако,
оказывается, что до конца XV века об этой секретной библиотеке ВООБЩЕ
НЕТ НИКАКИХ СВЕДЕНИЙ. А кроме того, по-видимому даже не существовало
и списка ее книг [171], с.xi.
Поэтому "доказывать" что-либо со ссылками на эту Секретную
библиотеку - бессмысленно. Даже ее существование ранее конца XV века
еще нужно специально доказывать. Кроме того, возникает простой
вопрос: а известен ли сегодня хотя бы приблизительно список ее книг?
К сожалению, статья директора Ватиканской библиотеки - Леонарда Бойля
- этот вопрос никак не проясняет [171].
2.6. ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР XVI ВЕКА И БИБЛИЯ
Предполагается, что канон Библии установлен Лаодикийским собором
якобы 363 года н.э., однако НИКАКИХ АКТОВ ЭТОГО И ДРУГИХ РАННИХ
СОБОРОВ НЕ СОХРАНИЛОСЬ [102], с.148. В действительности же канон
считается официально установленным лишь со времени Тридентского
собора, созванного в 1545 году и длившегося (с перерывами) до 1563
года, то есть во время реформации. Итак, споры и борьба разных групп
на соборе вокруг библейского канона (а заодно и вокруг установления
глобальной хронологии) длились ОКОЛО СЕМНАДЦАТИ ЛЕТ. И это
происходило в конце XVI века! Уже одно это заставляет нас пристальнее
выглядеться в историю борьбы вокруг библейских текстов,
развернувшейся в XVI и может быть в XVII веках. При этом не очень
ясно - КАКИЕ ИМЕННО библейские тексты обсуждались на Тридентском
соборе XVI века. Верно ли, что ИМЕННО эти тексты мы сегодня имеем
в виде общепринятого канона Библии. Не менялись ли они в процессе
редактирования уже ПОСЛЕ XVI века, скажем, в XVII веке? В книге
"Империя" мы привели много примеров, когда тенденциозному
редактированию в XVII-XVIII веках подверглись многие СВЕТСКИЕ
летописи. Например, русская "Повесть временных лет". Можно ли быть
уверенными в том, что И С БИБЛЕЙСКИМИ ТЕКСТАМИ не происходило нечто
подобное в это же самое время? То, что такие вопросы обоснованы,
показывает например следующее обстоятельство.
Оказывается, по распоряжению Тридентского собора XVI века БЫЛА
УНИЧТОЖЕНА масса книг, признанных апокрифическими [102]. В [152],
с.76 приведен большой список книг, не признанных собором
каноническими и потому уничтоженных. Среди них, например, названы
"Летописи о царях иудейских и израильских". ЭТИ КНИГИ МЫ УЖЕ
НИКОГДА НЕ ПРОЧТЕМ. Но одно можно утверждать определенно: они потому
и были уничтожены, что описывали средневековую историю НЕ ТАК, как
она начала излагаться в это время в книгах побеждающей фракции.
Название "апокрифы" было приписано победителями тем книгам, которые
противоречили создаваемой ими версии прошлого. Приклеенный к "опасным
книгам" ярлык апокрифов открывал широкие возможности для охоты за
ними и уничтожения. Важно отдавать себе отчет в том, что апокрифов,
оказывается, "БЫЛО ВО МНОГО РАЗ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СОЧИНЕНИЙ, ПРИЗНАННЫХ...
КАНОНИЧЕСКИМИ" [152], с.76. Будет ли излишне смелой гипотеза, что
ревностные исполнители декрета не только уничтожали "неправильные"
библейские тексты, но и на протяжении XVI-XVII веков целенаправленно
редактировали даже те рукописи, которые были признаны "более или
менее правильными"?
Печально знаменитый "Индекс запрещенных книг" начал составляться
КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ в Италии, в Ватикане, начиная с 1559 года [66],
с.488. При этом, проклинали и уничтожали не только отдельные книги,
|
|