|
Христос и апостолы собрались тайно, скрытно от окружающих.
Отсюда и
название вечерней встречи - "Тайная Вечеря". Участники встречи едят, пьют вино,
наливая его из кувшинов.
Согласно Евангелиям, после Тайной Вечери, уже ночью, Христос с несколькими
апостолами уединяется в Гефсиманском саду, где молится Богу, прося его: "Если
возможно, да минует Меня чаша сия... Чтобы Мне не пить ее" (Матфей 26:39,
26:42).
Сопровождавшие Христа ученики уснули, несмотря на то, что Христос несколько раз
будил их и просил побыть вместе с ним, бодрствуя. Этой же ночью, через самое
короткое
время, Христос был арестован появившимися воинами.
Обратимся теперь к византийской истории в изложении Робера де Клари, известного
средневекового автора книги "Завоевание Константинополя" [729]. Вот что
рассказывает
Робер де Клари о последнем дне Андроника Комнина на свободе, перед его ночным
арестом. Андроник вместе с несколькими своими приближенными, пытается бежать,
спасаясь от преследования, однако его корабль прибивает бурей обратно к
Царь-Граду.
<<Они взглянули и ясно увидели, что вернулись в Константинополь; и они сказали
тогда
Андрому (кстати, Робер де Клари всюду именует Андроника - Андромом - Авт.):
"Государь, мы погибли...". Когда Андром услышал это, он был так поражен, что не
знал,
что и делать; и он сказал своим людям: "Сеньоры, ради бога, уведите нас
куда-нибудь
подальше"... Когда они увидели, что не могут двигаться дальше и скрыться
куда-нибудь,
то, взяв императора Андрома, ПРИВЕЛИ ЕГО В КАБАЧОК И СПРЯТАЛИ ЗА
ВИННЫМИ БОЧКАМИ. Хозяин кабачка и его жена ДОЛГО РАЗГЛЯДЫВАЛИ этих
людей и им показалось, что это люди императора Андрома>> [729], с.21-22.
Перед нами - сцена евангельской Тайной Вечери. Андроник-Христос и несколько его
ближайших приближенных уединяются в кабачке, скрываясь от преследования. Они
провели там долгое время, поскольку подчеркнуто, что хозяин кабачка и его жена
ДОЛГО
РАЗГЛЯДЫВАЛИ незнакомых им посетителей. Надо полагать, Андроник и его спутники
отдыхали, пили и ели в кабачке. Становится, кстати, понятным, почему на
некоторых
старинных изображениях евангельской Тайной Вечери кроме Христа и его двенадцати
апостолов в помещении присутствуют еще какие-то люди, по-видимому,
прислуживающие ужинающим. См., например, рис.2.66, рис.2.67, рис.2.68, рис.2.69
и
рис.2.70.
Вероятно, некоторое время держалась традиция, которая помнила, что во время
Тайной
Вечери кроме Христа и его 12 апостолов в помещении находились также хозяева
кабачка
или их слуги. Робер де Клари сообщил нам, что присутствовали по крайней мере
сам
хозяин кабачка и его жена.
Выше мы уже высказали мысль, что евангельское выражение "в дому заведеовом"
означало, скорее всего, просто "в заведении", то есть в трактире, в кабачке, на
постоялом
дворе или в подобном месте. Именно так и говорит Робер де Клари. Он утверждает,
что
"Тайная Вечеря" Андроника происходила В КАБАЧКЕ.
Не исключено, что в рассказе Робера де Клари мы видим также сюжет о молении
Христа в
Гефсиманском саду. Андроник, укрывшись от преследования, молится Богу. Робер де
Клари подчеркивает, что император скрывался за ВИННЫМИ бочками [729], с.22.
Евангелия тоже сообщают, что во время Тайной Вечери пили вино.
Все эти события разворачиваются в обстановке преследований и страданий
императора.
Согласно Евангелиям, сразу после Тайной Вечери, в Гефсиманском саду, Христос
просит
Бога не давать ему испить чашу страданий: "чтобы Мне не пить ее" (Матфей 26:42).
На
рис.2.7
приведено старинное изображение сцены в Гефсиманском саду. Усталые апостолы
уснули. Картина вполне понятная, поскольку, согласно Роберу де Клари, спутники
Андроника действительно сильно устали после бурного плавания, вынужденной
высадки
на берег и, оказавшись в кабачке, после ужина, естественно, уснули. Надо
полагать, как
Андроник, так и его спутники в эти последние часы перед арестом молились о
спасении.
Ясно видно, что здесь Робер де Клари переписывал
|
|