|
роника-Христа. Это стало возможным лишь после
успеха мятежа против Андроника, то есть после некоего "небезопасного нападения".
По-
видимому, в старом первоисточнике говорилось о самом распятии Христа. Но
позднейший редактор под давлением скалигеровской версии истории заменил
распятие,
то есть само действие, на якобы некое его изображение, "с дивной точностью
представляющей страдания Спасителя". Получилось иносказание. Четкий смысл
оригинала был стерт, чего и добивались.
Тем не менее, рассказ о распятии Христа в царствование Исаака Ангела все-таки
остался,
хотя и в полустертом, затуманенном виде.
29. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ, ОПОЗНАНИЕ ХРИСТА, ЕГО АРЕСТ
И СУД ПИЛАТА В ВИЗАНТИЙСКОЙ БИОГРАФИИ АНДРОНИКА I КОМНИНА.
29.1. ХРОНИКА РОБЕРА ДЕ КЛАРИ "ЗАВОЕВАНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ".
Мы воспользуемся здесь известным трудом Робера де Клари "Завоевание
Константинополя", написанным якобы в начале XIII века [729], с.81. В книге
описан
знаменитый четвертый крестовый поход и взятие Царь-Града в 1204 году. Историки
говорят: <<Хроника "Завоевание Константинополя" Робера де Клари, созданная в
начале
XIII в., наряду с одноименным произведением Жоффруа де Виллардуэна, принадлежит
к
числу ПЕРВОСТЕПЕННОЙ ВАЖНОСТИ ИСТОЧНИКОВ по истории захвата
Константинополя рыцарями-крестоносцами в 1203-1204 гг.>> [729], с.81.
В отличие от Виллардуэна, Робер де Клари начинает свое повествование чуть
раньше
1204 года и, в частности, сообщает о последних событиях из жизни императора
Андроника (чего нет у Виллардуэна). Эти сведения оказываются исключительно
важными, поскольку они прекрасно подтверждают обнаруженное нами наложение
Андроника на Христа. Здесь стоит отметить, что свидетельства, сообщаемые
Робером де
Клари, уцелели, по-видимому, лишь на страницах его Хроники. Другие светские
византийские авторы умалчивают о них или уже забыли.
Сразу скажем, что, как и Никита Хониат, Робер де Клари относится к Андронику
Комнину категорически отрицательно. Причем не просто отрицательно, а
эмоционально
отрицательно. Видно, что его чрезвычайно сильно волнуют любые события,
связанные с
Андроником, он явно небезразличен к ним. Современные комментаторы отмечают:
"Резко
отрицательные суждения об Андронике I, наполняющие византийский экскурс Робера
де
Клари, - отголосок оценок и представлений, которые получили ШИРОКОЕ ХОЖДЕНИЕ
НА ЗАПАДЕ в конце XII - начале XIII в. и имели своим источником антилатинскую
политику василевса (Андроника - Авт.)" [729], с.135, комментарий 126.
29.2. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ И МОЛЕНИЕ ХРИСТА В ГЕФСИМАНСКОМ САДУ.
Евангелия говорят, что перед своим арестом Христос и его ученики-апостолы
собрались в
уединенном месте, где ели и пили. Эта сцена широко известна в христианской
традиции
как "Тайная Вечеря". Она изображалась на множестве средневековых икон и картин.
"КОГДА НАСТАЛ ВЕЧЕР, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели,
сказал:
истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня... И когда они ели, Иисус взял
хлеб и,
благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть
Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть
Кровь Моя
Нового Завета... Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня,
когда буду
пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего" (Матфей 26:20, 26:26-29).
Согласно церковной традиции, данная сцена обычно представлялась на
многочисленных
средневековых изображениях следующим образом. За длинным столом, в каком-то
уединенном, довольно тесном помещении, сидят Христос и его двенадцать апостолов.
На
столе - еда и питье. См., например, гравюру А.Дюрера на рис.2.65.
Считается, чт
|
|