|
что в его
царствование населенность во многих областях увеличилась... Кто отдал КЕСАРЕВА
КЕСАРЕВИ (опять евангельское выражение - Авт.), с того никто больше не
спрашивал, у
того не отнимали, как бывало прежде, и последней рубашки... От одного имени
Андроника... разбегались алчные сборщики податей; оно было страшным пугалом для
всех, кто требовал сверх должного, от него цепенели и опускались руки, которые
прежде
привыкли только брать... Он не продавал общественных должностей... но
предоставлял их
даром и лицам избранным" [933:1], с.333-334.
Знать, в том числе и ближайшие родственники Андроника, были, естественно,
недовольны. Они считали, что он обижает знатных, требуя равенства всех перед
законом.
"Недовольная знать стала поднимать против Андроника мятежи" [235:1], с.259.
Никита
Хониат, выражающий точку зрения противников Андроника, не жалеет темных красок,
описывая правление Андроника как "действия зверя", см. подробности ниже. С.Б.
Дашков
пишет: "Император организовал неслыханный доселе террор против знати" [235:1],
с.260.
В конце концов, когда Андроник находился в своей загородной резиденции, в
Царь-Граде
вспыхнул мятеж в пользу Исаака Ангела, одного из приближенных Андроника и его
дальнего родственника (роды Ангелов и Комнинов были родственными). Андроник
попытался подавить восстание и лично прибыл в столицу. Однако ему это не
удалось.
Тогда Андроник, вместе с немногими приближенными, попытался бежать на Русь. Но
страшная буря, захватившая его корабль в Черном море, помешала спасению.
Посланная
за ним погоня схватила императора и привезла к Царь-Град.
Андроника замучали, а затем всенародно казнили на ипподроме. Описание его
мучений и
казни поразительно напоминают евангельский рассказ о Страстях и распятии Христа
[933:1], с.356-358.
Тело Андроника было взято "некими людьми". Затем у Никиты Хониата следует
странная
фраза: "Они взяли оттуда труп Андроника и положили его в одном низменном месте..
.
ЗДЕСЬ И ДОСЕЛЕ ЖЕЛАЮЩИЕ МОГУТ ВИДЕТЬ ЕГО; СОСТАВ ЕГО ЕЩЕ НЕ
СОВСЕМ РАЗЛОЖИЛСЯ" [933:1], с.360. Надо сказать, что труд "История" Никиты
Хониата доведен до 1206 года. Поэтому слова о том, что "состав его еще не
совсем
разложился" на протяжении по крайней мере двух десятков лет, выглядят весьма
странно.
Здесь Хониат либо хотел что-то скрыть, либо поздний переписчик-редактор чего-то
не
понял.
Наш анализ "летописной биографии" Андроника будет опираться, в частности, на
известную "Историю" Никиты Хониата. Забегая вперед, сразу скажем, что из
обнаруженных нами фактов следует, что Хониат, по-видимому, переписывал или
редактировал какой-то старый текст, близкий к Евангелиям. Может быть, не сами
Евангелия, но некую книгу, рассказывавшую о евангельских событиях XII века.
Но прежде всего напомним читателю евангельский рассказ.
2. ПОДРОБНЫЙ РАССКАЗ О ЕВАНГЕЛЬСКИХ СОБЫТИЯХ ПО СТАРИННОЙ КНИГЕ
"СТРАСТИ ХРИСТОВЫ".
Сегодня основным источником сведений о евангельских событиях считаются четыре
канонических Евангелия. Однако наряду с событийным костяком они много говорят
собственно о христианском учении, перемежая события с притчами и поучениями.
Кроме
того, последовательность событий в разных Евангелиях иногда отличается. В
качестве
примера можно привести известную рассогласованность синоптиков, то есть Матфея,
Марка, Луки, и евангелиста Иоанна относительно времени наступления иудейской
Пасхи
при распятии. Синодальный перевод евангелия от Иоанна говорит, что она
наступила в
субботу, а синоптики утверждают, что Христос ел пасху на Тайной Вечери уже в
четверг.
Конечно, эти сведения могут быть согласованы, но проблема - как это сделать -
возникает.
И сделать это, вообще говоря, можно по-разному. См. подробности далее.
В христианской литературе есть много книг, так или иначе описывающих
евангельские
события. Эти книги отнюдь не исчерпываются четырьмя каноническими Евангелиями.
В
частности, на Руси была известна книга под названием "Страсти Христовы",
подробно
описывающая последние дни (или месяцы) жизни Х
|
|