|
; [83], т.1, с.108. Индиктионы, в отличие от кругов Солнцу и Луне,
не были
связаны с пасхальными вычислениями [83], т.1, с.108.
Обратим внимание, что начало года всегда привязывалось к одной из точек
равноденствий
или солнцестояний. Зимнее солнцестояние расположено недалеко от 1 января,
весеннее
равноденствие - недалеко от 1 марта, летнее солнцестояние - недалеко от 1 июня
и,
наконец, осеннее равноденствие - недалеко от 1 сентября. О начале индиктов в
марте
сведений, правда, не сохранилось. Однако год в марте начинался, поэтому случай
мартовских индиктов, строго говоря, исключать нельзя.
Поскольку мы на самом деле не знаем - какой индикт имел в виду автор древнего
источника, из которого индиктовые даты попали в Палею, то мы должны рассмотреть
все
четыре варианта. А именно, начало индикта в следующие моменты: 1 января, 1
марта, 1
июня, 1 сентября.
Перейдем теперь к кругам Солнцу и Луне. В отличие от индикта, они являются
календарно-астрономическими циклами, тесно связанными с вычислением пасхалий.
Поэтому и начало у них было, вообще говоря, другим. Если обратиться к
православной
пасхалии, то из нее можно извлечь, что начало указанных циклов было в марте.
Так
например, в "Руководстве к пасхалии" XIX века прямо говорится: "В Церковном
счислении и доселе остается первым Март; потому что от 1-го числа его ведут
начало
свое, употребляемые в Пасхалии Круги Солнечный и Лунный, также Вруцелето и
Высокос" [738], с.12.
Поясним, что солнечные круги или круги Солнцу тесно связаны с так называемыми
вруцелетами или вруцелетными буквами, с помощью которых вычислялись дни недели
на
то или иное календарное число. Скажем, на 1 марта данного года. А перескок
вруцелетных букв происходит всегда между февралем и мартом, потому что февраль
содержит дополнительный день в високосные годы. Поэтому закон перехода вруцелет
-
разный для обычных и високосных годов. Таким образом, в самом определении
пасхальных вруцелет и кругов Солнцу подразумевается мартовский год [393], с.69.
Отметим, что в западной католической церкви, где календарные вычисления были
привязаны к январскому началу года, вруцелетами пользоваться не могли и вместо
них
использовали другой прием, основанный на так называемых "воскресных буквах"
[393],
с.92-93.
Тем не менее, теоретически нельзя исключать случай, что в старинной Палее
имелось в
виду какое-то другое, более архаичное начало кругов Солнцу и Луне. Например, в
старинной "Толковой Палее" находим следующее утверждение: "Первое убо лето
круга
луннаго генварем начинается" [625:2], с.127. То есть, согласно Палее, круг Луне
начинался в январе. В других старых источниках это начало могло быть июньским,
близким к летнему солнцестоянию. В самом деле, из истории астрономии известно,
что
19-летний лунный цикл изобрел "древне"-греческий астроном Метон якобы в 432
году до
нашей эры [704], с.461. Историки астрономии сообщают: "Циклы Калиппа продолжают
традицию, начатую Метоном, открывшим... и введшим в употребление в Афинах 19-
летний лунно-солнечный цикл... ЗА НАЧАЛО ПЕРВОГО ЦИКЛА (КАК УТВЕРЖДАЮТ
ГРЕЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ) БЫЛА ПРИНЯТА ДАТА СОЛНЦЕСТОЯНИЯ -431 года,
июнь 27... в афинском календаре этой дате соответствовало 13 скирофориона"
[704], с.461.
Здесь для нас особый интерес представляет сообщение старых источников, что ЗА
НАЧАЛО ПЕРВОГО ЦИКЛА МЕТОН ПРИНЯЛ ДАТУ ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ.
Конкретная дата, приведенная выше (27 июня 432 года до н.э. или в других
обозначениях:
-431 года) - это уже итог вычислений и интерпретаций скалигеровских хронологов,
основанных на ошибочной хронологии Скалигера-Петавиуса.
Отметим, что скалигеровская датировка деятельности Метона порождает некую, по
сути
дела, нерешенную, проблему в истории астрономии. Ее анализ привел нас к
независимой
датировке эпохи создания Метонова цикла около X века н.э. См. подробности в
книге
"Библейская Русь", гл.19:4.5.
По поводу "естественного начала" пасхальных циклов бытовали разные мнения. Так
например, Матфей Власт
|
|