|
овами,
1185
год отвечает распятию Христа. Более того, вычитая теперь из 1185 года 33 года,
то есть
возраст Христа по Евангелиям, мы приходим у 18, круг Луне 2".
И так
далее.
Поскольку участвующие в индиктовом летосчислении числа-ограничители 15, 28 и 19
являются взаимно простыми, то любое их сочетание повторяется только через
количество
лет, равное произведению этих чисел: 7980 = 15 x 28 x 19. Таким образом,
повторение
индиктовой даты происходит лишь через 7980 лет. Следовательно, на отрезке
времени
продолжительностью почти восемь тысяч лет индиктовый способ задает год
совершенно
однозначно.
В XVII веке старинный способ счета лет по индиктам, кругам Солнцу, кругам Луне
уже
потерял свое практическое значение. Однако в текстах предшествующей эпохи
XIV-XVI
веков он был еще очень распространен. Переписчики XVII века не понимали смысла
таких дат и искажали их при переписывании. Не исключено, что в некоторых
случаях
искажения были внесены намеренно с целью уничтожения старой хронологической
традиции. Так, например, часто опускался круг Солнцу. Иногда сами слова "круг
Солнцу"
или "круг Луне" в рукописи присутствуют, но числа, выражающие их значения,
утрачены.
И тому подобное.
В старых текстах круг Солнцу, входящий в индиктовую дату, мог даваться не прямо,
а как
вруцелето такого-то перста руки Дамаскиновой. Дело в том, что значения круга
Солнцу в
прежние времена часто располагались в особой таблице-картинке по пальцам
(перстам)
руки Дамаскиновой. В ней под каждым значением круга Солнцу указывалось
соответствующее ему вруцелето, рис.1.33 .
Как легко убедиться, глядя на рис.1.33 , перст и вруцелето полностью задают
круг
Солнцу. Поэтому, скажем, вместо "Круг Солнцу 11" в старинной летописи могло
стоять
"Круг Солнцу 6 на мизинце". В самом деле, смотрим на рис.1.33 и видим, что
вруцелето 6
на мизинце руки Дамаскиновой действительно дает круг Солнцу 11. Но позднейший
переписчик, уже отвыкший от индиктовых дат и, напротив, привыкший к
летосчислению
по эре, мог не понять такой записи, и, скажем, опустить слово "мизинец". Этим
он
превращал круг Солнцу из 11 в 6. Или, например, мог перепутать название перста.
Подобная замена сдвигает индиктовую дату на СОТНИ и даже ТЫСЯЧИ лет. Такие
ошибки в индиктовых датах возникали часто. В этом и состоит их неудобство для
глобальной хронологии. Понятно, что со временем от подобного способа записи дат
отказались.
Однако, к счастью, аккуратные переписчики во многих случаях все-таки сохранили
для
нас полные или частичные индиктовые даты, извлеченные из старых текстов.
Обратимся к
старой русской рукописной Палее, хранящейся в Румянцевском фонде
Государственной
Библиотеки, г.Москва, шифр Ф.256.297. В ней даны сразу три даты, относящиеся к
Христу. А именно, индиктовые даты РОЖДЕСТВА, КРЕЩЕНИЯ и РАСПЯТИЯ.
Процитируем Палею: "В лето 5500 РОДИСЯ плотию предвечный царь Господь Бог наш
Исус Христос декабря в 25 день. Круг Солнцу тогда бе 13, Луна же 10, индикта
15-го, в
день недельный в 7-ой час дни" (Палея, лист 275, оборот). См. рис.1.34 .
"Царство третие Тиверия кесаря. В лета 5515 по Августе кесари восприя царство
Тивирий
сын Каулиев, и царствова в Риме 23 лета. При сем велий трус бысть и разорении,
13
градов даже и до земля сокрушишася. В 15 лето Христос ОТ ИВАННА ВО
ИОРДАНСТЕЙ РЕЦЕ, 30-ти лет возраста своего месяца генваря в 6-ой день в 7-ой
час дни
индикта 15 круг Солнцу 3 безименнаго перста. И от того времени избра себе
ученик 12, и
чудеса нача творити, и по крещении бысть на земли 3 лета до святыя своея
страсти. При
сем Тивирии бысть и СПАСЕНАЯ СТРАСТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ Господа нашего Исуса
Христа. Лет во 18-е лето царств[а] Тивириева пострада Господь наш Исус Христос
спасения ради человеча в лета 5530 марта в 30 день, в пяток в 6-й час дни,
индикта 3, круг
Солнцу 7, Луна 14, а пасха жидом" (Палея, лист 256, оборот, лист 257). См. рис.
1.35 .
В данном месте старинной Палеи приведено несколько дат, разных по своей сути.
Две
даты - это прямые даты по византийской эре от Адама, а именно, 5500 год для
Рождества
Христова, 5515 год - для начала царствования Тиверия и 5530 год - для распятия
Христа.
Все три даты, записанные таким образом, были вполне понятны как для
позднесредневековых хронистов XVI-XVII веков, так и для учен
|
|