|
дно из отражений Андроника-Христа. Новые
свидетельства этого мы приведем к конце настоящей главы. Итак, в книге
Филострата мы наталкиваемся на классическое евангельское сочетание: Бог-Отец и
Бог-Сын, то есть Христос. Христа иногда именовали Солнцем. Стоит отметить, что
филостратовский Аполлоний возносил молитвы СОЛНЦУ. Об этом Филострат упоминает
много раз. Вот, например, одно из таких указаний: «На рассвете Аполлоний,
помолившись ПО СВОЕМУ ОБЫКНОВЕНИЮ СОЛНЦУ, погрузился в размышление» [876:2а], с.
121–122. И далее: «Аполлоний, поворотясь к Солнцу, поклялся» [876:2а], с. 139.
• БЛАГОВЕЩЕНЬЕ. – Затем сообщается, что Аполлоний в то же время является и
египетским богом Протеем, поскольку именно Протей должен был родиться как
Аполлоний. Явление бога Протея к матери Аполлония с «благой вестью» – это,
вероятно, знаменитое евангельское Благовещение, см. рис. 1.7. Филострат
отмечает, что мать Аполлония не испугалась и побеседовала с явившимся к ней
Богом.
Аналогично, евангельская Дева Мария вовсе не испугалась явившегося к ней
архангела Гавриила и почтительно восприняла переданное ей известие о будущем
Рождении Христа. Таким образом, мать «античного» Аполлония, скорее всего,
отождествляется с Девой Марией.
• РОДИЛСЯ НА ЛУГУ. – В «античной» версии Аполлоний родился НА ЛУГУ. То есть не
в доме, не во дворце, а именно в пустынном месте, «на лугу». Вокруг никого нет,
кроме служанок.
Рис. 1.7. Слева – «Благовещенье». Обратите внимание на христианские кресты в
виде свастики, изображенные на полу слева. Справа – «Встреча Марии с
Елизаветой». Мельхиор Брудерлам. Створка Алтаря из монастыря Шанмоль. Якобы
1392–1399 годы. Музей изящных искусств. Дижон. Взято из [143:0], с. 40.
Аналогично, согласно евангельской версии, Христос родился в пустынном месте, за
стенами города. Христианская традиция иногда считает, будто Христос появился на
свет «в хлеву». Именно так Рождество Христово обычно изображается на
многочисленных картинах и иконах, см. рис. 1.8. При этом Младенца Иисуса
окружают животные – коровы, козы и т. п., см. рис. 1.9, 1.10. Евангелист Лука
выражается так: «И родила Сына своего Первенца… и положила Его В ЯСЛИ, потому
что не было им места в гостинице» (Лука 2:7).
• ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ РОЖДЕНИЕ. – Филострат подчеркивает, что рождение Аполлония
было ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫМ, будто бы в результате испуга его матери. В книге «Царь
Славян» мы показали, что Андроник-Христос появился на свет при помощи кесарева
сечения. То есть действительно ПРЕЖДЕВРЕМЕННО. Филострат ничего не говорит о
кесаревом сечении. Однако упоминание им ПРЕЖДЕВРЕМЕННОСТИ разрешения от бремени
может быть следом кесарева сечения.
• УДАР МОЛНИИ. – Согласно Филострату, в момент рождения Аполлония УДАРИЛА
МОЛНИЯ. Не исключено, что здесь опять-таки преломился факт кесарева сечения, то
есть некоего УДАРА, нанесенного Матери Бога. В нашей книге «Царский Рим в
Междуречье Оки и Волги» мы подробно обсуждали различные отражения кесарева
сечения, в том числе в виде удара меча или кинжала в грудь Богоматери. В данном
«античном» рассказе молния устремилась вниз, к земле, но, как бы натолкнувшись
на некое препятствие, опять вознеслась ввысь.
• МОЛНИЯ И ЗВЕЗДА. – В то же время, вспышка молнии в момент рождения Аполлония
и обратное вознесение МОЛНИИ НА НЕБО соответствует знаменитой Вифлеемской
звезде, вспыхнувшей на небе при Рождении Иисуса, см. рис. 1.11, 1.12. Флавий
Филострат недаром говорит, что вспышка и удар молнии – это божественный знак,
указавший на божественную сущность родившегося Аполлония.
• ПЕНИЕ АНГЕЛОВ. – Филострат говорит, что в момент рождения Аполлония много
лебедей хороводом окружили мать Аполлония, хлопали КРЫЛЬЯМИ И СОГЛАСНО ПЕЛИ.
По-видимому, тут речь идет об ангелах с крыльями, собравшихся вокруг Богоматери
и Младенца сразу после его Рождения. Ангельский хор славил родившегося Христа.
Эта сцена – Дева Мария и Христос, окруженные ангелами – одна из наиболее
распространенных в средневековой живописи и иконографии, см. рис. 1.13, 1.14.
На рис. 1.15 приведена картина под названием «Ангельский концерт». Ангелы
прославляют Марию и Младенца, поют и играют на музыкальных инструментах. Справа
вверху видна яркая вспышка Вифлеемской звезды. Рождение Христа изображено здесь
на фоне лесного пейзажа. Некоторые «античные классики» могли преподнести эту
евангельскую сцену так, что, дескать, «лебеди» собрались вокруг и согласно пели.
Рис. 1.8. «Рождество Христово». Мастер Вышебродского Алтаря. Якобы около 1350
года. Народная галерея. Прага. Взято из [143:0], с. 33.
Рис. 1.9. «Поклонение Волхвов». Мартин Шонгауэр. Якобы около 1472 года.
Государственные музеи. Берлин. Взято из [143:0], с. 136.
Рис. 1.10. «Рождество Христово». Русская икона первой половины XV века.
Государственная Третьяковская Галерея. Взято из [745:1], с. 210, икона 398.
Рис. 1.11. «Рождество». Вифлеемская звезда изображена здесь как яркая вспышка в
виде светящегося ангела на ночном небе. Звезду видят пастухи-Волхвы и
собираются на Поклонение Младенцу. Гертген Тот Синт Янс. Якобы около 1480–1485
годов. Национальная галерея. Лондон. Взято из [143:0], с. 167.
Рис. 1.12. «Рождество». Ханс Бальдунг Грин. Якобы 1520 год. Старая пинакотека.
Мюнхен. Вифлеемская звезда изображена здесь в виде двух вспышек на небе – слева
вверху и справа, над головами пастухов-волхвов, пасущих стадо. Взято
|
|