|
Рюриковичей был очень многочислен, и относительное старшинство его членов
определить вряд ли можно было с точностью. В то время из Рюриковичей особым
влиянием пользовалась родовитая семья князей Шуйских. Не раз давала она
государству выдающихся деятелей, отмеченных крупным воинским или
административным талантом. Менее блестящи были Мстиславские и Голицыны, но они,
как и Шуйские, всегда занимали первые места в рядах московского боярства. По
понятиям этого боярства, право быть выбранным на престол принадлежало одному из
этих княжеских родов более, чем кому-либо другому.
А между тем были в Москве два рода не княжеского происхождения, которые
пользовались громадным влиянием при последних царях и по значению своему ничем
не уступали знатнейшим Рюриковичам и Гедеминовичам. Это старые слуги князей
московских: Романовы и Годуновы… В минуту смерти царя Федора было несколько
Романовых, сыновей Никиты Юрьевича Романова. Из них самым выдающимся слыл Федор
Никитич Романов. И он, и все его братья в это время были известны под именем
Никитичей.
Род Годунова был не из первостепенных родов и выдвинулся не родовой честью,
а случайно только в XVI веке, хотя и восходил к XIV веку. Предок Годуновых,
татарин Мурза-Чет, приехал в XIV веке на службу к московскому князю. Пользуясь
постоянным расположением Грозного – царя, Борис участвовал в его опричнине. Но
и в Александровской слободе держал он себя с большим тактом; народная память
никогда не связывала имени Бориса с «подвигами» опричнины.
Особенно близки стали Годуновы царской семье с того времени, как сестра
Годунова, Ирина, вышла замуж за царевича Федора. Расположение Грозного к
Годуновым все росло. В минуту смерти Ивана IV Борис был одним из влиятельнейших
бояр, а в царствование Федора влияние на дела всецело перешло к Борису. Он не
только был фаворитом, но стал и формальным правителем государства.
Это-то значение Годунова и обусловливало ненависть к нему бояр; несколько
раз они пробовали с ним бороться, но были им побеждены. Влияние его поколебать
было нельзя, и это было тем горше для боярства, что оно предугадывало события.
Оно понимало, что бездетность Федора может открыть путь к престолу тому из бояр,
кто будет сильнее своим положением и влиянием, а сила Годунова была
беспримерна. Он располагал большим имуществом. Положение Бориса при дворе было
так высоко, что иностранные посольства искали аудиенции у Бориса; слово его
было законом. Федор царствовал, Борис управлял; это знали все и на Руси, и за
границей. У этого-то придворного временщика и было более всех шансов по смерти
Федора занять престол, а он отказался и ушел за сестрой жить в монастырь.
Видя, что Ирина постриглась и царствовать не хочет, бояре задумали сделать
Боярскую думу временным правительством и выслали дьяка Щелкалова к народу на
площадь с предложением присягнуть боярам. Но народ отвечал, что он «знает
только царицу». На заявление об отказе и пострижении царицы из народа раздались
голоса: «Да здравствует Борис Федорович». Тогда патриарх с народом отправился в
Новодевичий монастырь и предложил Борису Годунову престол. Борис наотрез
отказался, говоря, что прежде надо упокоить душу Федора.
Тогда решили подождать выбора царя до тех пор, пока пройдет сорок дней со
смерти Федора и соберутся в Москву земские люди для царского избрания. Борис
сам потребовал созвать по восьми или десяти человек выборных из каждого города,
чтобы весь народ решил, кого надо избрать царем.
В феврале 1598 года съехались соборные люди и открылся собор, который 17
февраля избрал царем Бориса. Его предложил сам патриарх. Три дня служили
молебны, чтобы Бог помог смягчить сердце Бориса Федоровича, и 20 февраля
отправились опять просить его на царство, но он снова отказался; отказалась и
Ирина благословить его. Тогда 21-го патриарх взял чудотворную икону Божией
Матери и при огромном стечении народа отправился с крестным ходом в Новодевичий
монастырь, причем было решено, что если Борис опять будет отказываться, то его
отлучат от церкви, духовенство прекратит совершение литургий, а грех весь падет
на душу упорствующего. После совершения в монастыре литургии патриарх с
боярством пошел в келью Ирины, где был Борис, и начал уговаривать его, а в
монастырской ограде и за монастырем стояли толпы народа и криком просили Бориса
на престол. Тогда, наконец, Ирина согласилась благословить брата на престол, а
затем дал согласие и Борис.
Гонение Годунова на род Романовых
В. Г. Вовина писала:
Для людей, знакомых с русской историей, привычно, что она в конце XVI –
начале XVII века была наполнена душераздирающими сценами пыток, тайных казней и
репрессий. На фоне тысяч умирающих от великого голода 1601–1603 гг., на фоне
«кровавых мальчиков» и обезумевших мужиков, посаженных на бочки с подожженным
порохом, насильственное пострижение одного 45-летнего мужчины кажется сущей
безделицей. Не менее очевидно, что одна человеческая жизнь, если приглядеться к
ней повнимательнее, иногда может поведать больше о трагизме эпохи, чем
перечисление самых ужасных и многократно повторяющихся кошмаров.
Попробуем представить, что означало для Федора Никитича превращение в
Филарета. «Он же, государь, неволею бысть пострижен да волею и с радостию велию
и чистым сердцом ангелский образ восприя и живяше в монастыре в посте и в
молитве» – так сообщает нам об этом событии Новый летописец. Вер
|
|