Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Вольдемар Балязин - Неофициальная история России :: Вольдемар Балязин - Иван Грозный и воцарение Романовых
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-
 
льство ее высокого происхождения, ибо, по его представлениям, люди 
царской крови должны были презирать всех, кто был ниже их по «породе».
   Мария окружила себя самыми красивыми развратницами Москвы, превратив их в 
подобие фрейлин, и всячески способствовала сближению своего мужа с любой из них.

   Вокруг нее собирались и новые люди при дворе царя: Малюта Скуратов-Бельский, 
Федор Басманов, Богдан Вельский (племянник Малюты), Василий Грязной, князь 
Афанасий Вяземский и несколько других – жестоких, алчных распутных и коварных 
эгоистов, не признававших никаких резонов, кроме собственной выгоды, и не 
ставивших перед собой никаких других целей. Эти люди и стали в скором времени 
главарями опричников.

   Начало опричнины
   В декабре 1563 года умер восьмидесятилетний митрополит Макарий, а на место 
царского духовника стал родной брат Василия Грязного – Левкий, архимандрит 
кремлевского Чудова монастыря. От него Василий Грязной мог узнать все, ибо Иван,
 более всего боявшийся смерти и преисподней, едва ли скрывал что-либо важное от 
своего духовного отца и исповедника.
   В результате этих перемен новые друзья царя и его жена создали вокруг Ивана 
такое плотное кольцо, что никто, кроме них, не имел возможности воздействовать 
на него. Более того, все они постоянно создавали у Ивана впечатление, что он 
вместе с ними, его верными друзьями и телохранителями, окружен скопищем врагов 
– злобных и беспощадных, и нужна великая осторожность и проницательность, чтобы 
не стать их жертвами.
   Новые друзья же предложили Ивану создать особую дружину для борьбы с 
боярской опасностью, в которую первыми вошли бы они – Малюта Скуратов «со 
товарищи». Вскоре после того как князь Афанасий Вяземский высказал такую мысль, 
их же стараниями оказался раскрыт ими же придуманный огромный боярский заговор, 
направленный против жизни царя. А вслед за тем началось грандиозное, почти для 
всех неожиданное действо: взяв жену и детей-сирот, Ивана и Федора, царь бежал 
сначала в подмосковное село Коломенское, затем в Александровскую слободу, куда 
3 января 1565 года явилась к нему делегация от бояр и митрополита Афанасия, 
умоляя вернуться в Кремль.
   Иван отказывался целый месяц, но, наконец, милостиво согласился, выговорив 
себе особые условия возвращения, которые он предъявит им в Москве. Делегаты 
ничего не имели против. Через неделю Иван эти условия объявил. Он будто топором 
разрубил Русь на две части, назвав одну земщиной, а другую опричниной. (Об 
опричнине будет рассказано чуть позже.)
   Не переставая пугать Ивана заговорами, Малюта, Вяземский, Грязной и другие 
приспешники, ставшие во главе опричнины, привели Ивана к мысли о необходимости 
переезда из Москвы в Александровскую слободу. Однако на сей раз Марию 
Темрюковну Иван с собой не взял, а, подстрекаемый своими 
собутыльниками-сомолитвенниками, приказал приставить к Марии Темрюковне 
надежный караул и не выпускать ее из Кремля.

   Александровская слобода
   В 115 верстах к северо-западу от Москвы, на берегу реки Серой, впадавшей в 
Шерну, лежала старинная Александровская слобода, известная под таким названием 
еще во времена Ивана Калиты. Здесь в 1533 году по указу отца Ивана – Василия 
III – был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы.
   Сюда в 1564 году переехал с тремястами самыми верными опричниками царь Иван, 
учредив особый, ни на что не похожий мужской монастырь. Сам он стал здесь 
игуменом – настоятелем обители, отцом-келарем. Управляющим хозяйством, которого 
впоследствии принято было называть «экономом», был наз-начен Вяземский, а 
отцом-параклисиархом, т. е.
   «возжигающим светильники», был Малюта Скуратов.
   Слобода была монастырем-крепостью, на стенах которого стояли вооруженные 
опричники, на время церковных служб менявшие воинские доспехи на монашеские 
рясы.
   Жизнь в слободе была умопомрачительной мешаниной монастырского аскетизма с 
постоянными, многочасовыми молебнами, строго обязательными постами, 
совершеннейшим послушанием и сменяющими этот иноческий уклад пьяными оргиями, 
заканчивающимися в страшных пыточных застенках, где предавались утонченным 
мучениям сотни узников.
   Главным героем и молебнов, и оргий, и пыток был сам Иван Васильевич.
   Пока существовала опричнина, а конец пришел ей через восемь лет, в 1572 году,
 Александровская слобода, а не Московский Кремль, являлась резиденцией русского 
царя. Слобода была и средостением множества важных государственных тайн, и 
хранилищем царских сокровищ, и местом, где удовлетворялись все желания и 
прихоти царя. Сколь ни был Иван низок и омерзителен, нельзя отрицать его любви 
к «книжному разумению», пробужденному в нем митрополитом Макарием и Сильвестром.

   И здесь, в Александровской слободе, между молитвами, оргиями и ужасами 
пыточных застенков, он читал книги, перевезенные сюда из Москвы, и именно это 
обстоятельство навело историков на мысль, что легендарная библиотека Ивана 
Грозного, исчезнувшая неизвестно куда, хранится именно здесь, в Александровской 
слободе.

   Библиотека Ивана Грозного
   Напомню уважаемым читателям, что Софья Палеолог привезла с собою из Рима 
несколько возов книг, и считалось, что это собрание редких инкунабул и 
рукописей стало основой библиотеки московских великих князей. Иван Грозный, 
несомненно «книжный человек», должен был сохранить библ
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-