|
говорила, что никаких сношений
со стрельцами не имела, и на вопрос о письмах отвечала: «Письма, о которых
стрельцы говорят, я не писала и в полки не посылала». А что стрельцы говорят,
будто шли в Москву с намерением поставить ее по-прежнему правительницею, это
придумали они не вследствие писем ее, а потому, что она так долго управляла
государством.
Разбор кончился; тем стрельцам, которые содержались в монастырских темницах,
сентября 30 была первая казнь: стрельцов, двести одного человека, из
Преображенского везли на телегах, в каждой сидело по двое с зажженными свечами
в руках, за телегами бежали жены, дети и матери осужденных, с отчаянными
воплями и рыданиями. У Покровских ворот процессия остановилась, и им был
прочитан смертный приговор за то, что пришли на Москву с тем, чтобы истребить
бояр, перебить немцев, разорить Немецкую слободу, возмутить чернь и вместе с
нею своевольничать.
После прочтения приговора телеги опять двинулись, и приговоренных повезли в
разные места для исполнения приговора; пятерым еще раньше, в Преображенском,
были отрублены головы. За этой казнью следовали другие: от 11 октября до 21-го
казнили семьсот семьдесят стрельцов. Многим из них головы рубили в присутствии
Петра, и рубили его приближенные бояре; ослушаться не смели, зная, что за
каждым противоречием следует ужасная вспышка гнева, за последствия которого
отвечать нельзя. Петр, сидя на лошади, смотрел, как бояре упражняются в ремесле
палачей, и сердился на того, у кого руки от страха тряслись. Более всех
отличался тут бомбардир Преображенского полка Алексашка (Меншиков); он
впоследствии хвалился, что отрубил двадцать голов. Перед окнами царевны в
Новодевичьем монастыре повешено было сто девяносто пять стрельцов, перед кельею
царевны, прямо перед окном, висели трое; в руках они держали челобитные, в
которых просили царевну принять на себя управление государством. Трупы
казненных оставались на виселицах, плахах и колах целых пять месяцев, заражая
воздух миазмами; целых пять месяцев перед окнами царевны качались повешенные с
челобитными в руках.
Во второй день после казни Петр созвал собор из всех чинов государственных,
чтобы судить царевну Софью за ее участие в заговоре стрельцов; не известно, что
постановили государственные чины, но Петр сам решился отнять у царевны всякую
мысль о царствовании, а у ее приверженцев всякий предлог к возмущению. Софью
положено было постричь в монашество под именем Сусанны, на житье оставлена она
в том же Новодевичьем монастыре, под стражею сотни солдат. Сестры могли ее
посещать только на Светлое Христово Воскресенье и на Святой неделе, да в
храмовый монастырский праздник, да еще в случае болезни инокини Сусанны. Петр
лично назначил доверенных людей, через которых можно было справляться о ее
здоровье, и на списке этих лиц собственноручно приписал: «Певчих никаких в
монастырь не пускать, и старицы хорошо поют, лишь бы вера была; а то в церкви
поют: „Спаси от бед“, а на паперти деньги на убийство дают».
Марфа была виновнее Софьи; она призналась, что говорила сестре о приходе
стрельцов и об их желании передать ей управление; Марфу также постригли под
именем Маргариты в Успенском монастыре города Александрова, во Владимирской
губернии.
Последнее свидание Петра с Софьей
Тогда же Петр навестил сестру свою Софью, находившуюся в Новодевичьем
монастыре в заточении, чтобы поговорить с нею обо всем случившемся. Однако
царевна ни о чем не захотела говорить с ним, и Петр вышел со слезами на глазах,
сказав только: «Жаль! Сколько умна, столько и зла, а могла бы мне быть правою
рукою».
Судьба инокини Сусанны
Вскоре после казни пришла в келью к Софье мать-настоятельница с инокинями и
повела ее в церковь, поставили Софью на середину храма. Ей что-то говорили,
что-то читали и пели, остригли волосы, и как сквозь сон слышала она, что отныне
нарекается раба Божья София инокинею, сестрой Сусанной.
Потом отвели ее обратно в келью, где сидела она, забившись в угол, и
неотрывно смотрела за окно, перед которым качался на ветру повешенный стрелец с
выклеванными вороньем глазами…
Далее, уважаемые читатели, автор считает целесообразным нарушить
хронологический принцип, для того чтобы закончить повествование о Софье
Алексеевне, ибо жизнь ее после пострига завершилась, – продолжалось лишь
физическое существование; а как фигура политическая Софья полностью
принадлежала XVII столетию, и потому рассказ о ней следует завершить в конце
именно этого века.
А пока Софья доживала свои дни в Новодевичьем монастыре, Петр, как
впоследствии выразился Пушкин, «на высоту, уздой железной Россию поднял на
дыбы».
До Софьи доходили о том обрывочные, но все же довольно верные сведения. А
меж тем она все более впадала в досаду, в отчаяние и глубокую душевную скорбь.
Болезни эти, сокрушая ее дух, вместе с тем разрушали и ее плоть. И из-за всего
этого летом 1704 года Софья сильно разболелась, слегла в постель и больше не
встала.
Однако воля не покинула бывшую царевну и правительницу. И, пытаясь хотя бы в
последний, смертный, миг громко заявить о себе, инокиня Сусанна уже на смертном
одре приняла большой постриг – схиму, вновь изменив имя на Софью, и умерла под
этим именем на сорок шестом году жизни 3 июля 1704 года, даже самым последним
своим поступком – возвращением имени, данного ей при рождении, – и тем
утверждая свое царское прошлое и свое царское имя, отнятое у нее против ее воли.
Современники и потомки о Софье Алексеевне
По характеристике одного из сподвижников Петра, Андрея Артамоновича Матвеева,
Софье были присущи одни л
|
|