|
я ее «третьим зазорным лицом». «Срамно,
государь, – писал Петр, – при нашем совершенном возрасте, тому зазорному лицу
государством владеть мимо нас!»
Боярин Троекуров объявил Софье, что ей надлежит переселиться в Новодевичий
монастырь. Она успела переслать деньги «братцу Васеньке», но в монастырь
выехала через две недели.
Ей отвели просторные палаты, поселив вместе с нею одиннадцать служанок и
старуху-кормилицу, княгиню Вяземскую. Она получала в полном изобилии из
дворцовых припасов разную пищу и питье: рыбу, пироги, мед, пиво, водку и
различные сладости и лакомства.
К ней в любой день могли приезжать ее сестры, а сама она свободно гуляла по
монастырю, однако у его ворот бессменно стояли солдатские караулы преображенцев
и семеновцев.
И все же на первых порах любовь к Голицыну не оставляла ее ни на минуту.
Оказавшись в монастыре, Софья более всего думала о «милом братце Васеньке»,
с невероятными трудно-стями пересылала ему письма и деньги – громадные деньги,
сама зачастую оставаясь почти без гроша. А «брат Васенька», устроившись в
далекой Мезени со всем семейством, конечно не столь роскошно, как в Москве, но
и не хуже другого захолустного воеводы, стал писать письма, но не Софье, а
Петру, уверяя его в своей преданности и клянясь, что был верен ему не менее,
чем его сестре. К счастью для нее, Софья об этом ничего не знала, потому что и
сам Петр писем Голицына не читал, во всяком случае, не сохранилось никаких
свидетельств, что он ответил хотя бы на одно его послание…
И, завершая сей скорбный сюжет, скажем несколько слов и о несчастном
Сильвестре. После допросов и мучений его кинули в застенок – «твердое крепило»:
без окон, сырое, низкое, более похожее на могилу. Сочинения его Иоаким приказал
сжечь. Новый патриарх – Адриан, сменивший Иоакима 24 августа 1691 года,
оказался еще более жестоким по отношению к многострадальному узнику. Сильвестр
был обвинен Адрианом в еще больших злодеяниях: он, оказывается, намеревался сам
стать и патриархом и царем.
В феврале 1691 года пятидесятилетнего узника снова пытали на дыбе огнем и
железом, а потом отрубили голову на Лобном месте. Тело же бросили в общую
могилу «с божедомами, и убогими, и нищими, и бродягами близ Покровского убогого
монастыря, что на Таганке».
…После победы над Софьей и ее сторонниками Петр стал единовластным,
самодержавным государем. Возвратившись в Москву, он с головой погрузился в
государственные дела, в полной мере ощутив тяжесть Мономаховой шапки.
С. М. Соловьев о царевне Софье
«…Терем не воспитал русской женщины для ее нового положения, не укрепил ее
нравственных сил, а, с другой стороны, общество не приготовилось еще к ее
принятию, не могло предоставить ей чисто нравственных сдержек, как не
представляло их и для мужчины.
Пример исторической женщины, освободившейся из терема, но не вынесшей из
него нравственных сдержек и не нашедшей их в обществе, представляет
богатырь-царевна Софья Алексеевна».
ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПЕТРОВСКОГО «САМОДЕРЖАВСТВА»
Петр Алексеевич – неистовый сатир
Титул царя обязывал Петра претерпевать многие, связанные с ним неудобства, и
тяжелее всего давались Петру сдержанность и благолепие, ибо молодость и жгучий
темперамент оказывались сильнее разума и строгих канонов дворцового и
церковного «чина». Особенно нетерпимыми для сторонников благочиния казались
теперь наезды царя в еретическую Немецкую слободу, где по-прежнему правил бал
его друг Лефорт.
Одним из немногих людей, кто решительно противился дружбе юного царя с
иноземцами-иноверцами, видя в этом и пагубу его душе, был патриарх Иоаким. Но
17 марта 1690 года Иоаким умер, и Петр, никем не сдерживаемый, пустился во все
тяжкие.
По возвращении из Троицы в Москву Петр чаще, чем к кому-либо другому, стал
заезжать к Лефорту, где его всегда ждала веселая, жизнерадостная, интересная во
всех смыслах компания, где можно было услышать множество любопытных и полезных
историй, а кроме всего, ожидало желанное, свободное общение с молодыми
красивыми женщинами.
«Превеликое женолюбие» Петра, проявившееся под влиянием Лефорта и других
иноземцев, окружавших его в Преображенском и на Переяславском озере, еще в
ранней юности, сохранялось в нем, как и любовь к разгульным застольям, до самой
его смерти.
Историки, изучавшие жизнь Петра, утверждают, что великий преобразователь
России не видел различия между служанками и принцессами, россиянками и
иноземками, руководствуясь в выборе только одним – постоянно обуревавшей его и
в любой момент прорывавшейся страстью.
Его медик Вильбоа сказал как-то об этой стороне петровского характера: «В
теле его величества сидит, должно быть, целый легион бесов сладострастия».
Удовлетворяя свое сладострастие, Петр должен был иметь дело с легионом ведьм, и
многие современники – очевидцы или косвенные свидетели царской разнузданности –
приводят немало историй самого скабрезного свойства.
Лучший друг – Франц Лефорт
Первым проводником в Эдеме любовных приключений молодого Петра, каким
представлялась ему Немецкая слобода, стал великолепный и неотразимый Лефорт.
Швейцарец Франц Лефорт появился в России 25 августа 1675 года, за
четырнадцать лет до описываемых событий.
|
|