|
гравший вторых ролей, всегда старавшийся не уступать
никому и ни в чем, и в утехах вовсю показывал свою силу, удаль и молодечество.
С этого времени пирушки с иностранцами и русскими товарищами его забав и дел
стали неотъемлемой чертой жизни и быта Петра, сохранившейся впредь до самой
смерти.
Плещеево озеро – колыбель русского флота
Когда исполнилось Петру шестнадцать, затеял он построить на Плещеевом озере,
в Переяславле-Залесском, первую флотилию, положив тем самым начало российскому
кораблестроению. Эта очередная потеха заставила Петра заняться арифметикой и
геометрией, освоить различные астрономические и корабельные инструменты, чему
обучали его тоже иноземцы – голландцы Франц Тиммерман и Карстен Брант.
Месяцами стал он пропадать на озере, чем приводил матушку свою Наталью
Кирилловну в великое смятение. Мать боялась, что ее Петруша утонет, и не знала,
что предпринять, чтобы привязать сына к Москве. Новая затея казалась ей еще
хуже и опаснее, чем потешные игры возле Преображенского и ночные кутежи в
поганом Кукуе.
И тогда Наталья Кирилловна надумала женить сына на молодой красавице и стала
присматривать будущую невестку среди лучших столичных невест.
Венчание Петра Алексеевича и Евдокии Федоровны
После раздумий, впрочем непродолжительных, ибо время не ждало, она решила
остановить свой выбор на двадцатилетней московской дворянке Евдокии Лопухиной,
девушке красивой, доброй и нежной, из хорошей семьи, давно связавшей судьбы
своих сородичей с военной и гражданской государственной службой.
А теперь автору представляется целесообразным подробно поведать о семье
будущей московской царицы, о ее детстве и юности, предложив вашему вниманию
собственный исторический рассказ «Венценосная страдалица». Рассказ этот будет
разбит на части, первую из которых автор поместит в этом очерке, а последующие
три – в других, соответствующих хронологической канве повествования.
Пусть не смущает вас, уважаемые читатели, то обстоятельство, что в первой
части рассказа речь пойдет о персонажах, которые вроде бы не играли
значительных ролей в истории России. Нет, играли, да еще какие важные! Однако
об этом вы узнаете позже.
Сейчас же позвольте начать историю, в которой сплелись в один тугой,
неразрывный клубок, как это не раз случалось в истории многострадальной России,
любовь, беспредельная жертвенность, невероятная жестокость и полнейшая
самоотверженность ради спасения любимой. Началась она при царе Алексее
Михайловиче, а закончилась спустя полвека, при его внучке царице Анне Ивановне.
Ее пролог произошел в местах, хорошо известных каждому москвичу, – в
полуверсте от Кремля, между улицей Солянкой и женским Ивановским монастырем.
Именно там во второй половине XVII века стоял дом дворян Лопухиных. Его окна
глядели на улицу, а позади ветвился густой старый сад. За ним широкой полосой
лежал огород, а в конце двора, у красной кирпичной стены монастыря, теснились
холопьи избы, баня, тележный сарай, коровник, овчарня и птичник. Конюшня же и
«чистая», господская, баня стояли неподалеку от барского дома.
В этой усадьбе жила семья Иллариона Абрамовича Лопухина, служившего сначала
царю Алексею Михайловичу, а после смерти государя его детям: правительнице
Софье Алексеевне и ее братьям – Ивану и Петру. Было Софье, когда заняла она
трон, 24 года, Ивану шел 16-й год, а Петру не было и 10. К несчастью, Иван
«бысть скорбен главою и поврежден во членах» и поэтому правительнице соперником
не был. Однако, соблюдая приличия, Софья велела Ивану иметь собственный царский
двор, в то время как Петр находился при своей матери, вдовствующей царице
Наталье Кирилловне, в девичестве Нарышкиной.
Рядом с Лопухиными жили в такой же усадьбе их друзья Глебовы, служившие при
дворе царя Ивана. Лет за триста до описываемого времени обе семьи имели общего
предка и поэтому считали себя хоть и дальними, но все же родственниками.
Отношения между Лопухиными и Глебовыми всегда были дружественными, и это
взаимное расположение переходило от одного поколения к другому, от старших к
младшим, и поэтому и дети их с малолетства бегали то в одной усадьбе, то в
другой и только в годы отрочества вдруг с горечью узнавали, что мальчики и
дальше могут водиться друг с другом, а девочкам надлежит отныне сидеть дома, в
тереме.
В 1670 году в обеих семьях почти одновременно родились дети – в доме
Иллариона Лопухина появилась девочка, в доме Богдана Глебова – мальчик. Детей
крестили в церкви Рождества Богородицы, что на Кулишках. Девочку звали Евдокией,
мальчика – Стефаном (в Святцах было имя Стефан, которое в просторечии
произносили «Степан», так же как Симеон был Семеном, Сергий – Сергеем и т. п.).
На крестинах друг у друга соседи были гостями и внимательно слушали отца Зосиму,
крестившего и Авдотьюшку и Степушку. Батюшка рассказал, что означают данные
младенцам имена.
– Евдокия, – говорил Зосима, – по-гречески означает «благоволение», Стефан
же – «венец». Про Евдокию говорят, что часто бывает она пылкою и ласковою, а
вот Стефан отличается необычайною выносливостью, как говорится, двужильностью,
а опасаться ему следует одного… – Тут чуть подвыпивший отец Зосима застенчиво
улыбнулся и добавил: – Может сей венец утонуть в любви.
Когда Дуся и Степа подросли, то часто бегали в саду, который не был разделен
ни стеною, ни плетнем, забирались в глухие тенистые уголки и подолгу играли т
|
|