|
такими деяниями любимца всеблагого господа, кроткого царя Давида Ольга вообще
гуманистка, нежнейшей души женщина.
Более того, Ольга как раз действовала вопреки языческим обычаям.
Начать с того, что обычаи эти строго ограничивали круг мстителей. Это брат, сын,
отец убитого, сын брата или, на худой конец, сын сестры. То есть не только
жена, но и вообще женщины как мстители не рассматривались.
В преданиях, правда, встречаются жены-мстительницы. Это Гудрун из
«Старшей Эдды», Сигрун из «Саги о Вольсунгах», наша Рогнеда. Все они мстили, –
успешно или нет – мстили мужу, убившему отца и братьев, истребившему всех
мужчин в роду. Все это – явно не про Ольгу. И еще – все они не один год
пестовали месть, не спешили с ней. Северная премудрость гласит: «Только раб
мстит сразу, только трус – никогда». Резня, учиненная древлянам Ольгой, менее
всего похожа на «жестокий языческий обычай». Ольга как раз спешит, торопится,
суетится…
Но почему Ольга спешит? Почему берется за не положенную ей месть?
Неужто и впрямь боится древлянского войска под стенами Киева? Ведь у ней, по
летописи, большая, уцелевшая часть дружины мужа, своя «малая дружина». И
ополчение полян встретило бы «заклятых друзей» в топоры. Древляне воевали и с
северой, так что за тыл Ольга могла быть спокойна. Более того – Северская земля
в этой войне выставила бы под киевские стяги столько воинов, сколько могла.
Нет, не месть. Что-то иное. Что? Вспомните Ярослава в Новгороде.
Тот, совсем как Ольга, заманивал и резал толпами, не щадя невинных. Лишь бы
быть уверенным – не спасся ни один, кто мог что-то знать, видеть, хотя бы
слышать. Не вышло.
И у Ольги не вышло. В 1890-х годах фольклорист и историк Н.И.
Коробка записал в Овручском уезде, на месте столицы древлян Искоростеня,
множество сказаний о княгине Юльге (Вольге, Ольге), убившей своего мужа, Ригора
или Игора.
Неясно только, кем в этой истории оказываются древляне, явно
ничего дурного от Ольги не ждавшие. Речи их послов – с «добрыми»
князьями-пастырями, «волком» Игорем, «овцами», - напоминают скорее выдержку из
христианской проповеди, чем речи лесных охотников и пахарей. Кто же они –
древлянские христиане, соучастники убийц? Или это убийцы посмертно вложили в
уста жертв привычные слова? Кого убивали на княжеском дворе и у Игоревой могилы
– свидетелей или подельников?
Между прочим, следует заметить и еще одну сторону вопроса. Ольга по
языческим обычаям не имела права не только мстить за Игоря. Наследовать ему она
тоже не могла. Ни у скандинавов, ни у славян вдовы не наследовали власть мужей.
Легендарные правительницы чехов и поляков, Либуше и Ванда, с которыми часто
сравнивают Ольгу, наследовали не мужьям, а отцам. Наследовать Ольга могла,
только будучи беременна наследником, и вполне возможно, что в год смерти мужа
Ольга носила младшего брата Святослава Глеба (или Улеба). Глеб вырос
христианином, и возможно, что христианская партия именно его рассматривала, как
наследника. В Киевской Руси наследником мог стать тот представитель княжьего
дома, кого выкликало вече. Но, так или иначе, править Ольга могла лишь в отрыве
от языческих обычаев. И опорой ей были порвавшие с ними люди – христиане.
Дождавшись естественной смерти Игоря, Ольга со товарищи могли дождаться и
вхождения Святослава в совершеннолетие…
Все сходится, увы… Так что же, убийца Игоря – Ольга? Убийца
собственного мужа? Все против нее, но… не будем спешить. Мне думается, патер
Браун, с воспоминания о котором мы начали распутывать древлянский детектив, не
поддержал бы этого обвинения. Нет, не потому, что княгиня – христианка. «Он был
логичен (и правоверен), а потому не вывел из этого факта, что она невиновна. От
него не укрылось, что среди его единоверцев были крупнейшие отравители»
(«Сельский вампир»). Тут дело в другом: он не зря говорил в «Странном
преступлении Джона Боулнойза», что «из всех невозможностей самая существенная –
невозможность нравственная». Патер Браун мог представить любому суду защитника
Ольги. Им оказывается Святослав.
Совместимо ли с нравом Святослава и его верой не только оставить в
живых убийцу отца, но и жить рядом с нею, доверить собственных сыновей?
Традиционная мораль Европы в таких случаях скорее простила бы матереубийство:
вспомните Ореста, Бову королевича из русской сказки или рыцарей Артура, братьев
Гавейна, Гарета, Агравейна и Гахериса. Все они убили матерей за соучастие в
убийстве отца или хотя бы за связь с убийцей. При этом Оресту ставили алтари и
храмы, Гавейн считался одним из лучших рыцарей Круглого стола (с него начались
поиски Грааля), а Бова – один из самых любимых сказочных героев. Гамлет с его
«быть или не быть» – герой гораздо более поздней эпохи. Впрочем, реальный
Гамлет – к слову, внук Рюрика по матери, и значит, двоюродный брат нашего героя,
- на шекспировского ничуть не походил, знаменитым вопросом не маялся. Он долго,
как истинный викинг (Дания, IX век!) готовил месть. В конце концов, он зарубил
дядю-братоубийцу, а его приспешников спалил в деревянных хоромах. И Саксон
Грамматик, поведавший нам эту историю, не говорит, пощадил ли принц свою мать,
Яруту Рюриковну, жившую в тех же хоромах!
Ни о какой сыновней любви Святослава в источниках речи нет. Он
«гневался на мать» и в лучшем случае терпел ее. И пощадить он ее мог, только
твердо зная, что Ольга не была организатором убийства. Соучастницей – возможно,
укрывательницей – наверняка, но не убийцей (собственно, и в преданиях полешуков
часто говорится, что Ольга убила мужа по ошибке, не узнав). Мы никогда не
узнаем, ЧТО знал молодой князь. От нас так прятали вину, что спрятали
оправдание. И нам остается лишь поверить нашему герою. Ибо только такая версия
|
|