|
придется возвращаться в этой книге, метко подметил, что все до единой
несуразности летописной легенды устраняются простой заменою Днепра на Дунай.
Действительно, путь по Дунаю еще тысячу лет спустя после апостола будет самым
удобным и безопасным из Константинополя в Рим. На Дунае будет город Киев – не
только в упоминавшихся нами былинах, но и в истории. Заметим, что в летописном
упоминании об установлении Андреем креста на горе, где суждено быть Киеву,
упоминается, что апостол «слез» с горы – глагол, более применимый к дунайским
скалам, нежели к киевским холмам, с которых, при всей их крутизне, можно
все-таки сойти, а не «слезть». В верховьях Дуная находится земля
словенцев-«словен» предания с одним из бесчисленных славянских Новгородов на
месте современного Эстергома в Австрии. Оттуда он мог пройти в будущие земли
ругов – помните, федератов, верингов, варягов Рима – и уж оттуда идти в Рим. И
ему действительно удалось бы добраться от «киевских» круч до «словен»-словенцев
безо всяких волоков и прочих пересадок, и действительно напрямую попасть от
варягов в Рим. Все несообразности в рассказе о странствии апостола – кроме
«расселения» по его пути народов, появившихся там полтысячи лет спустя,
естественного для устной легенды – снимаются единым махом. А основание для
того имелось – чуть выше летопись в некоторых списках упоминает, что Днепр
впадает в море «тремя устьями», хотя Днепр Словутич совершенно в том не повинен.
С ледникового периода, по крайней мере, он впадает в Черное море
одним-единственным устьем. Зато у Дуная крупнейших, судоходных гирл
действительно ровно три. Память о странствии Первозванного могла сохраниться у
христиан римского Норика и от них уже перейти к ругам, ободритам, словенцам,
короче – к варягам-руси. А уж потом, когда потомки ругов воцарились на Днепре,
провозгласив городок с таким знакомым дунайским именем Киев «матерью городов
русских», вместе с ними «переселилась» и легенда. Так в сибирских былинах
Василий Буслаев бьется с «мужичками новгородскими» на мосту через… Обь. А в
балладе «Кострюк», записанной в имперские времена, русский боец, победив в
поединке чеченского шурина Ивана Грозного, швыряет его в… Неву. Певцы же
советского времени уточняют, что дело происходило в Ленинграде. Как видите,
легенда о странствии Андрея – не единственная, сменившая адрес!
Очень занятно, что удревняют христианство на Руси – вплоть до того же
Андрея – его искренние сторонники, вроде протоиерея Стефана Ляшевского. Его
книга «История русского христианства: от Андрея до Владимира» недавно была у
нас переиздана. Напротив, критики христианства, как, например, Игорь Яковлевич
Фроянов в совместной с Фроловым и Курбатовым монографии «Христианство:
античность, Византия, Древняя Русь», наоборот, отрицают даже довольно
достоверные сообщения вроде известия о крещении Бравлина, считая возможным
говорить о русском христианстве, самое раннее, с 944 года. И никто из них не
замечает, что древность русского христианства говорит не за, а против него; не
против, а за древнюю религию русов. Если христианство было известно русам
полтысячи лет – и оставалось религией кучки маргиналов, значит, не так уж оно
было привлекательно в глазах русов. Не приходится тогда говорить, что за
язычество держались от невежества, пока не знали христианства; что язычество
было «темнотой», мгновенно исчезнувшей, как только в комнату внесли светильник;
пустотой, в которую вошло, тем самым отменив, прекратив, уничтожив ее,
христианство. Не приходится рассуждать об особой предрасположенности русов к
новой вере. И если через полтысячи лет после Северина недостойному сыну
Святослава приходится развязать чудовищную гражданскую войну, уничтожившую 28,9
% известных нам поселений древней Руси, только чтобы сломить активное
сопротивление введению христианства; если через век после этого варягорусский
Новгород весь, как один человек, пойдет за волхвом против епископа; если другая
варяжская твердыня, Муром, откроет ворота крестителям князя Константина,
которого впоследствии назовут святым и равноапостольным, только еще спустя
столетие; если основным аргументом христиан все это время будут меч и огонь
княжьих дружин, пронесенный под полой на переговоры топор и камнеметные машины
под муромскими стенами, то означать все это может только одно. А именно –
победа в честном споре, на равных, христианам «не светила». Они могли сказать
«Бог един» – и русы согласились бы с этим. Они могли сказать – «Бог принес себя
в жертву за мир» – русы знали и это. Им просто нечего было сказать русам,
нечего дать им, кроме чужой, ближневосточной мифологии и отвеку сладкого для
иных соблазна безответственной избранности, приобщенности к «высшему кругу», к
«Новому Израилю», к заведомым победителям в будущей окончательной схватке Добра
и Зла. Небольшое количество подобных лиц и хранило русское христианство до
крещения. Их дело несколько облегчала уже отмеченная мною особенность общества
русов – там все было делом не личности, а рода. Община же во внутреннюю жизнь
рода вмешивалась редко. Для того же Оскольда, если он действительно был
потомком руга, крещеного Северином, христианство было наверняка просто семейным,
родовым обрядом; факт же «братства во Христе» с императором Византии вполне
мог стать откровением, произведшим в жизни и судьбе сподвижника князя-Сокола
гибельный для него переворот.
Большинство же русских родов смотрело на христианство, как на более или
менее неприятное увлечение некоторых своих соплеменников. В целом их терпели –
родичи все же, хоть и «уродьство» у них семейное.
Чем эта терпимость могла обернуться для иного руса, даже могучего вождя,
говорит пример отца нашего героя и его посмертной судьбы. Но об этом – в
следующей главе.
« КНЯЗЬ УЖЕ НАЧАЛ!..»
|
|