|
князьями.
Восточные авторы тоже называют русских князей не «раисами» – главами,
старейшинами – а «царями» или даже каганами – титул императорский! И поясняют:
«ар-Рус, так же, как аль-Хазар и ас-Серир – это название государства, а не
людей и не города». «Ас-Серир» – это княжество в Предкавказье, а «аль-Хазар» –
Хазарский каганат, уничтоженный нашим героем. То есть оценка Руси-государства
относится, самое позднее, ко временам его детства. Каким государством был
каганат, мы еще расскажем, а сейчас нам важней, что он, несомненно, был
государством.
Не признавала за русскими правителями достоинства государей, именуя
их «архонтами» (старейшинами), лишь надменная Византия. Так она и за болгарским
царем, и за эмиром Египта, и даже за кайзером Священной Римской империи
германской нации отказывалась признавать царский титул. Византийцы именовали
свою страну Восточным или Вторым Римом, а себя – ромеями, римлянами. Соседи
называли их греками, а название Византия вошло в историческую литературу с
легкой руки итальянских книжников заката Средневековья. Ромеи смотрели на вещи
просто: есть их Империя. И есть варвары, среди коих с горем пополам выделяли
франков, остальные же были в византийских глазах почти равны – будь то вождь
племени или могучий правитель.
Впрочем, когда припекало, византийский чиновник мог величать русского
князя «царствующим». А проповедник Илларион при сыне Святослава писал о нем и
его отце, Игоре: «Не в худой и не в неведомой земле владычествовали, но в
Русской, что ведома и слышима всеми четырьмя концами земли». Как видно, и он
считал языческую Русь не сбродом «племен», а едва ли не мировой державой.
Итак, современники почти единодушно почитают Русь Х в. державой,
сопоставимой с Хазарским каганатом и королевствами Запада.
Могут сказать: «Мало ли что думали современники! Где единая система
управления? Ведь иными землями до XII века правили не наместники киевского
князя, а князьки из местных знатных родов! Где аппарат? Ведь князь вынужден был
сам по полгода объезжать земли с дружиной, собирая дань! Где, наконец, внешняя
по отношению к обществу власть? Вот, в договоре вашего Святослава: «а со мною
бояре и русь вся». Стало быть, вместе с князем заключали договор не только
бояре, но и все русы! А значит, власть не отделялась от общества. Какое же этот
государство?».
Ответим: точно то же самое было в державе франков. И не при Хлодвиге,
в годы основания. И не при Карле, в годы расцвета. А при потомках Карла, при
том самом Людовике Благочестивом. Так же правили в своих землях «племенные
герцоги». Так же по полгода колесил по стране король или император, собирая
дань и творя суд. Всей разницы, что он ездил летом, а не зимой. Так по римским
дорогам удобнее ездить как раз летом, а у нас и поныне в иные края иначе, чем
по речному льду, не доедешь. И точно так же собирались на законодательные
собрания «все франки». И даже саксы так же бунтовали против франков, как
древляне или вятичи против русов, даже успешнее. Саксы добились-таки
независимости, усадили на престол державы восточных франков свою, Саксонскую
династию. Древлянам такое и не снилось!
Но кто же усомнится, что захватившие пол-Западной Европы, отбившие
натиск сарацинских орд франки – Держава? Кто махнет рукой и примется плести про
«племена»?
Кстати, а о каких «племенах» речь?
Летопись действительно упоминает древлян, дулебов, уличей, словен,
кривичей, полян, вятичей, северу, тиверцев… Только племенами их не называет.
Это уже ученые XIX века приложили к летописи этнографический термин. И
приложили весьма неудачно. Древляне, вятичи и прочие – не племена. Летопись их
упоминает в одном ряду с западнославянскими лютичами и поморянами. И земли они
занимают примерно такие же. Но лютичи – не племя. И поморяне не племя. Это,
выражаясь суконным языком этнографической науки, союзы племен. Лютичи, к
примеру, это ратари, хижане, чрезпняне, доленчане и еще с полдюжины племен
помельче. Не меньше, наверно, племен входило в союзы древлян или кривичей. В
союз вятичей, по археологическим данным, входило шесть племен. Вот только союзы
племен сложились у восточных славян так давно и прочно, что про отдельные
племена памяти не осталось. Совсем. Видно, к началу летописания никто про них и
не помнил.
А союз племен – это явление принципиально новое. Не родовое, а
политическое, территориальное. Отсюда уже шаг-два до государства. И
действительно, в союзах, упоминаемых летописью, есть и «княжение свое», и
«законы отцов своих». Не обычаи, тут же отдельно упомянутые, именно законы! И
отношения между этими княжениями не сводились к пресловутым распрям. Еще до
Рюрика «жили мирно поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты».
Как назвать всех этих древлян, вятичей и тиверцев, не на ученом
жаргоне, а живым русским языком? Опять обратимся к летописцу. В один ряд с ними
он ставит литву, немцев, свеев-шведов… верно, читатель. Народы! А
по-древнерусски – «земли». «Послала нас к тебе Древлянская земля» – не «племя»!
Поэтому договоримся, читатель – не будет в этой книге
«восточнославянских племен». Да, привычно. Но не всякая привычка во благо. Эта
– вредна вдвойне. Она искажает истину. И позволяет нам смотреть на предков
свысока. «Племена» – что-то папуасско-ирокезское, шкуры и каменные топоры. Тем
паче, что сейчас немало охотников поддержать этот взгляд. Вспомните фильм
«Тринадцатый воин». Славяне-«вендели» изображены размалеванными дикарями,
размахивающими палицами и каменными топорами (в эпоху викингов!), обитающими в
пещерах людоедами. При этом они ездят верхом в седлах со стременами (где ж они
|
|